Образовательные средства и их многообразие 2015 А.А. Остапенко
Нина Васильевна Кузьмина (р. 1923) Структурные компоненты образовательной системы
Требования к любой классификации «Классификацией принято называть деление множества на подмножества, удовлетворяющее двум условиям: подмножества не пересекаются, то есть ни один элемент классифицируемого множества не попадает одновременно в два или более подмножества; объединение этих подмножеств совпадает с исходным множеством, то есть каждый элемент данного множества попадает хотя бы в одно подмножество».
Определение 0 Образовательный процесс - это последовательность поэтапно изменяющихся состояний образовательной системы, направленных на достижение образовательных целей как предполагаемых образовательных результатов.
1. Состав учащихся один человек (примером может служить репетиторство); два человека (примером может служить обучение в парах сменного состава А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко); от трёх до семи человек (примером может служить экипажная работа в условиях концентрированного обучения); одна учебная (академическая) группа; несколько учебных (академических) групп; значительное количество людей
1. Состав учащихся Количество обучающихся Состав Обозна- чение 1Индивидуальный Инд 2Парный Парн 3-7 Групповой (или экипажный) Гр Одна академическая группа АкадемическийАкад Несколько академических групп ПоточныйПот Большое количество обучаемых (без учёта посещаемости) Массовый Масс
индивидуальный состав (один человек); групповой (или экипажный) состав (от трёх до семи человек); парный состав (два человека); академический состав (одна академическая группа); поточный состав (несколько академических групп); массовый состав (значительное количество людей). 1. Состав учащихся
Определение 1 Состав (контингент) – это признак (критерий) образовательного процесса, определяемый количеством учащихся, одновременно вовлечённых в образовательный процесс.
1. Состав учащихся
2. Метод
Необходимо выделить три вида предполагаемых результатов: тактические (промежуточные, они же ближайшие) задачи, стратегические (долгосрочные) задачи и сверхзадачи (окончательные). Иерархия предполагаемых образовательных результатов
2. Метод Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный)
2. Метод Эвристический
2. Метод Программированный
2. Метод Проблемный
Схема Название Обозначение Объяснительно- иллюстративный ОИ ПрограммированныйПГ ЭвристическийЭ ПроблемныйПБ 2. Методы
Определение 2 Метод – это признак образовательного процесса, определяемый уровнем самостоятельности ученика (или уровнем открытости элементов процесса обучения для ученика).
2. Метод
3. Режим
Режим СхемаРоль Обозначения (по В.В. Гузееву) Экстраактивный (из-вне) обучаемый («толкай») ЭкстраА Меня учат учащийся («тяни») Учусь сам Интроактивный (из-нутри) обучающий ИнтроА Учу другого Интерактивный (между) обучаемый обучающий ИнтерА Учусь с другим
«тяни»«толкай»
Возрастное соотношение режимов учебного процесса
Определение 3 Режим – это признак образовательного процесса, определяемый направлением информационных потоков по отношению к ученику.
3. Режим
4. Этап (усвоения и/или освоения) изучение нового материала (ИНМ), повторение (П), закрепление (З), контроль (Кон), коррекция (Кор)
4. Этап (по В.А. Якунину) (усвоения и/или освоения) формирование цели; прогнозирование; принятие решения; организация исполнения; контроль и оценка; коррекция.
Определение 4 Этап – это признак образовательного процесса, определяемый фазой (стадией) достижения цели
4. Этап
5. Организационная форма
Лекция, семинар, практикум, зачёт, экзамен, коллоквиум и т.д. урок 400
5. Период урок; учебный блок (пара, строенный блок…); учебный день; учебная неделя; учебная четверть; учебный триместр (треть года); учебный семестр (полугодие); учебный год; нормативный срок обучения.
Определение 5 Учебный период – это промежуток учебного времени. Определение 5 а и 5 б Урок – это минимальный учебный период Учебный блок – это основной учебный период в рамках учебного процесса, предназначенный для изучения относительно автономной темы учебного курса.
Определение 6 Организационная форма учебного процесса – фрагмент учебного периода, характеризуемый параметрами учебного процесса: составом, методом, режимом и этапом.
Определение 8 Методика – это своеобразная для каждого педагога последовательность организационных форм внутри учебного периода.
Образовательная методика (или просто методика) – это своеобразная для каждого педагога последовательность форм и способов организации образовательного процесса, направленного на достижение образовательной цели. Форма организации образовательного процесса, в свою очередь, зависит от четырёх признаков образовательного процесса: состава, метода, режима и этапа. Определение 8
Характеристики методик Природосообразность Воспроизводимость (как гарантия того, что любой пользователь, независимо от своих качеств, профессионального уровня может пользоваться ею). Пошаговость (алгоритмичность) действий («делай раз, делай два, делай три»). Оптимальность затрат (как характеристика необходимого и достаточного). Прогнозируемый гарантированный результат.
Образовательная технология – это универсальная, легко воспроизводимая оптимальная последовательность форм и способов организации образовательного процесса, необходимая для гарантированного, природосообразного достижения образовательной цели Определение 8 а
Спасибо за внимание!
Содержание и компоненты учебного процесса