Программное обеспечение как услуга (SaaS) Лекция 8
Клиентские устройства Интернет Сервер Принцип работы Интернет-приложений
Сервер Запрос от клиента Специальная программа «Веб-сервер» Файловая система index.html about.html contacts.html photo.html Запрос к файлам Передача файлов Передача файлов клиенту Принцип работы статического веб-сайта
Сервер Запрос от клиента Специальная программа «Веб-сервер» Запрос к программе Передача файлов клиенту Принцип работы динамического веб-сайта Специальная программа «CMS» СУБД Сгенерирован ные файлы Запрос к СУБД Возвращаемые СУБД данные
Обозреватели Интернета (веб-обозреватели, браузеры) Веб-обозрева́тель, бра́узер (от англ. Web browser; вариант броузер устаревшая и менее предпочтительная форма) программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.
Microsoft Windows Internet Explorer Mozilla Firefox Apple Safari Google Chrome Opera
SaaS
Программное обеспечение как услуга (software as a service, сокр. SaaS), программное обеспечение по требованию – бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через сеть Интернет.
Электронная почта Google GMail
Календарь Google
Документы Google
ABBYY FineReader Online
Служба технической поддержки (Help Desk)
Сервис для разработчиков публикации своих программ
Система управления проектами
Он-лайн бухгалтерия
Основные достоинства SaaS 1.Снижение затрат на установку и настройку нового ПО 2.Снижение затрат на приобретение мощного серверного оборудования для ПО 3.Снижение затрат на обслуживание ПО 4.Отсутствие необходимости в обновлении ПО на стороне клиента. 5.Предоставление доступа к информации из любой точки мира 6.Кроссплатформенность (зачастую)
Проблемы и недостатки SaaS 1. Лоскутность. SaaS в текущем виде пропагандирует слабофункциональную и чреватую огромным количеством проблем «лоскутную» автоматизацию. Сервисы от разных разработчиков не взаимосвязаны и в малой степени позволяют сократить издержки на ИТ. В худшем случае они создает издержки на организацию взаимодействия и совместной работы всех этих кусков. 2. Негибкость функционала. Любое корпоративное ПО в достаточной степени подвергаемо изменениям под особенности работы компании («тюнингуемо»). Потому те, кто продают корпоративное ПО знают, что каждый бизнес считает себя уникальным. И возможность поддержать эту уникальность это конкурентное преимущество. Например, некоторые специалисты называют главным достоинством платформы 1С: Предприятие, то, что в ней «можно сделать все, что угодно». Возможность заказной разработки, возможность «кастомизации» и т.д. SaaS разработчики почти начисто игнорируют эту потребность.
Проблемы и недостатки SaaS 3. Вопросы безопасности. Понимая и зная страхи пользователей, SaaS сервисы игнорируют эти страхи и не предлагают решений. Однако решение этой проблемы уже давно придумано и используется. Например, один производитель банковского ПО в условиях лицензии предоставляет компаниям-покупателям права на получение исходного кода программного обеспечения, которое хранится в специальных хранилищах за рубежом, и переходит компании в случае, если что- либо случается с компанией разработчиком. 4. Невнятный маркетинг. Разработчики SaaS зачастую не говорят, что делать компании с их системой? Как компания может оптимальным образом использовать их сервис. 5. Необходимость в постоянном подключении к сети Интернет.