Системно-деятельностный подход в обучении как механизм реализации ФГОС нового поколения.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость
Цель Педагогического Совета: Обобщение опыта работы педагогов школы по применению деятельностных уроков.
План Педагогического Совета: Суть системно-деятельностного подхода в обучении Традиционный и системно-деятельностный подходы в обучении: сравнительная характеристика Структура деятельностного урока: основные элементы и этапы Использование базовых образовательных технологий на деятельностных уроках Примеры деятельностных уроков Общие выводы и рекомендации по проектированию деятельностных уроков
Федеральный государственный образовательный стандарт: Развитие личности обучающегося - цель и основной результат образования
Суть системно-деятельностного подхода Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальное различие: Традиционный подход 1)базируется на принципе доступности; 2)учащийся выступает в роли объекта ПД; 3)ориентирован на усвоение определённой суммы знаний; 4)развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; 5)решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6)в результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности. Системно-деятельностный подход 1 ) опирается на зону ближайшего развития; 2) обучающийся действует как субъект собственной УД; 3)нацелен на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4)развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5)на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают универсальные способы деятельности; 6)формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие
Система дидактических принципов: 1. Принцип деятельности 2. Принцип непрерывности 3. Принцип целостности 4. Принцип минимакса 5. Принцип психологической комфортности 6. Принцип вариативности 7. Принцип творчества
Структура деятельностного урока: От цели – к результату
Основные этапы деятельностного урока: 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация и пробное учебное действие 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Базовые образовательные технологии: Обучение на основе учебных ситуаций Уровневая дифференциация Информационные и коммуникационные технологии Модульная технология
Общие выводы: Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, о чём свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися; возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; повышение мотивации к учению; возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний; сокращение времени обучения; прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Общие рекомендации: Подбирайте такое содержание мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока Актуализируя знания, актуализируйте и способы работы, которые вам понадобятся «Рачительность» Сформулируйте цель так, чтобы стал понятен результат По ходу урока показывайте, как ученики продвигаются к результату Нацеленность на результат Давая новые знания, помогайте осваивать новые способы работы с ними Проверяя усвоение знаний, ставьте практические задачи, требующие применения общеучебных умений «Многослойность» Помогайте ученикам осознать как полученный результат, так и способ его получения Показывайте возможность переноса нового умения в другие ситуации Рефлексивность
До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд