Аристотель (384 до н. э. 322 до н. э.) Сочинения по логике: –«Органон» (Категории Первая аналитика Вторая аналитика О доказательствах софистов Метафизика ριστοτέλης
Стагир Stageira
Аристотель - ученик Платона
С 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу).
Философия Аристотеля Теоретическая часть Практическая часть Творческая часть знание ради самого познания совершение добродетельных поступков Искусство, риторика, поэтика
Теоретическая философия физика математика Первая философия (или теология). изучает телесные самостоятельные, изменяющиеся сущности изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности изучает мыслимые, неподвижные самостоятельные сущности
Физика Аристотеля теории элементов и движения структура космоса земля - естественное место Насильственное движение Материя - комбинация четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды
Учение о причинности Виды причин: –Материальная –Формальная –Действующая –целевая В чем первопричина перемещений?
материя Скульптор – действующая причина форма цель
виды движения Имеется шесть видов движения - возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. Аристотель. Категории 4 рода движения: перемещение в пространстве (прямое и вращательное), движение, производящее качественные изменения; движение, производящее количественные изменения: увеличение и уменьшение, движение, вызывающее возникновение или разрушение первичных субстанций
Категории Субстанция/сущность количество, качество, отношение, Действие Страдание Место Время Иметь покоиться
СУБСТАНЦИЯ девять остальных категорий различные заключения о предмете индивидуальный конкретный предмет, то о чем все сказывается "сколько" - длиною в два метра; "какое" - белое; "по отношению к чему-то" - большее; "где" - на площади; "когда" - вчера; "находиться в каком-то положении - стоит; "обладать" - оседлан; "действовать" - бежит; "претерпевать" - его гонят.
отдельное нечто мыслимая суть каждой вещи Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в ней «формального» (действительного, неподвижного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. Состоит из материи формальное
Метод познания - рассуждение : «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание». применение математики в исследовании природы недопустимо, так как природа изменяется, а математика имеет дело с постоянными объектами.
Логика Аристотеля Понятия Виды предложений Виды силлогизмов Законы мышления Теория доказательства
Виды предложений. утвердительные и отрицательные предложения истинные и ложные предложения общие и единичные возможность, действительность и необходимость.
Виды суждений Все злаки суть растения Ни один злак не может существовать без влаги частноутвердительные (I), Эти растения - злаки частноотрицательные (O) Эти растения не могут существовать без влаги общеутвердительные (A),общеотрицательные (E),
Barbara Если А присуще всякому В и В присуще всякому С, то А присуще всякому С. А В В А С
модусы фигур силлогизма Большая посылка Малая посылка заключение/следствие Из 64 возможных модусов в формальной логике 19 считаются правильными, 3 посылки могут содержать по 4 вида суждений
вывод получается только в четырех случаях: когда сочетаются общеутвердительная посылка с общеутвердительной, общеотрицательная с общеутвердительной, общеутвердительная с частноутвердительной и общеотрицательная с частноутвердительной одна из посылок должна быть общей и одна - утвердительной
Примеры модусов силлогизма "Barbara". (модус Celarent"). Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, все греки смертны. сочетаются общеутвердительная посылка с общеутвердительной
Примеры модусов силлогизма "Barbara". (модус Celarent"). ни одна рыба не разумна; все акулы рыбы; следовательно, ни одна акула не разумна сочетаются общеотрицательная с общеутвердительной посылки
Примеры модусов силлогизма "Barbara". (модус Darii). Все люди разумны; некоторые животные суть люди; следовательно, некоторые животные разумны сочетаются частноутвердительной и общеутвердительной посылки
Примеры модусов силлогизма "Barbara". (модус Ferio ). Ни один грек не черен; некоторые люди суть греки; следовательно, некоторые люди не черны сочетаются частноутвердительной и общеотрицательная посылки
Правила терминов: 1. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. 2. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.
Правила посылок: 1. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительной. 2. Если обе посылки утвердительные, то и заключение утверди тельное. 3. Если одна из посылок отрицательная, то заключение отрицательное. (Иногда все эти три правила формулируют в одном: число отрицательных посылок равно числу отрицательных заключений). 4. Из двух частных посылок нельзя получить с помощью силлогизма никакого вывода. 5. Если одна из посылок частная, то и вывод, если он возможен, может быть только частным.
Законы мышления (запрещения) противоречия –"Не может одно и то же в то же самое время быть и не быть" исключенного третьего. –в отношении одного и того же не может быть одновременно истинно "b" и "не-b", тождества –"невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно" (Метаф. IV, 4, с. 64) - закон тождества. достаточного основания –Всякая истинная мысль должна быть обоснованной
Теория доказательства индуктивные По аналогии дедуктивные Виды умозаключений связь в посылках необходимая лишь вероятные умозаключения диалектика мнимые софистические умозаключения
Критика логики Аристотеля Силлогизм лишь один из видов дедуктивного доказательства, который редко встречается. Без предположения о существовании некоторые силлогизмы Аристотеля необоснованны. Ошибка субстантивации: предположение, что вид является субстанцией предикат предиката может быть предикатом исходного субъекта
Этика Аристотеля Иерархия мира Высшей формой существования – рациональное низшие формы жизни должны служить высшим. Этическое учение изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике,
Высшее человеческое благо = счастье разные люди по-разному понимают счастье : то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни.
Аристотель понимает счастье как внутреннюю жизнь (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), => счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нос) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая.
Аристотель был более сдержан в оценке значимости идей. Он отменил концепцию первичности идей как бессмысленную. Сама форма немыслима без тела, так же как тело немыслимо без формы. Идентичность вещи связана с обеими этими составляющими. Форма помещается в самой вещи; вещь стремится к ее осуществлению. Аристотель упразднил идею враждебности души и чувств. Чувственные влечения - это не что-то внешнее по отношению к душе, как у Платона; это свойства самой души, неразумной ее части. Тело - друг души.