Учебные материалы уроку русского языка в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода» Составитель: Чернова Л.Н., Составитель: Чернова Л.Н., учитель русского языка учитель русского языка МОУ СОШ 5 г.Светлого МОУ СОШ 5 г.Светлого
Ты просто молодец! Плохо быть зазнайкой! Плохо быть зазнайкой! Ну ты и непоседа! Ну ты и непоседа! -Как вы думаете, к кому обращены эти слова? Можно ли их адресовать девочке? А мальчику?
Распределите имена существительные на четыре колонки: а)имена сущ-е мужского рода; а)имена сущ-е мужского рода; б)имена сущ-е женского рода; б)имена сущ-е женского рода; в)имена сущ-е сред. рода; в)имена сущ-е сред. рода; г)имена сущ-е общего рода. г)имена сущ-е общего рода. Алоэ, соня, бюро, га, ябеда, дзюдо, жабо, женьшень, жюри, грязнуля, кино, какао, кредо, лассо, болтушка, маэстро, метро, пике, пальто, пони, пюре, радио, плакса, рагу, самбо, лентяй, табло, такси, танго, копуша, турне, фиаско, фойе, фото.
Выпишите из стихотворения слова с помощью которых характеризуются его герои. Распределите слова на два столбика :1)могут обозначать только мальчиков, 1)и мальчиков, и девочек Выпишите из стихотворения слова с помощью которых характеризуются его герои. Распределите слова на два столбика :1)могут обозначать только мальчиков, 1)и мальчиков, и девочек. Во дворе играют и шалят Десять первоклассников – ребят. Десять первоклассников – ребят. Лёня – тихоня, Андрей – озорник, Лёня – тихоня, Андрей – озорник, Афоня – засоня – плохой ученик, Афоня – засоня – плохой ученик, Гришка- трусишка, Игорь – смельчак, Гришка- трусишка, Игорь – смельчак, Коленька – плакса, Сергей – весельчак, Коленька – плакса, Сергей – весельчак, Злюка – Аркашка, Володя –добряк Злюка – Аркашка, Володя –добряк И маленький Гешка – большой сладкоежка. (Э.Паперная)
Запишите слова в два столбика:1)имена сущ. Муж.р.,2) общего рода. Сластёна, врач, критик, секретарь, генерал, боец, злюка, ябеда, староста, юрист, неженка, пьяница, слуга, зевака, грязнуля, повар, размазня, соня. Сластёна, врач, критик, секретарь, генерал, боец, злюка, ябеда, староста, юрист, неженка, пьяница, слуга, зевака, грязнуля, повар, размазня, соня.
Прочитайте определения, замените их одним словом-существительным общего рода. Составьте 5 предложений с этими словами. 1)Знаток своего дела. 2)Лицемер, прикрывающийся доброжелательностью, набожностью.3)Тот, кто постоянно жалуется на всех. 4)Синоним слова «скряга». 5)Неаккуратный, неопрятный. 6)Очень рассеянный, невнимательный человек. 7)Малообразованный человек. 8)Лентяй, бездельник. 9)Суетливый, беспокойный человек. 10)Болтун. 11)Любящий много и вкусно поесть. 12)Отчаянный, не боящийся опасности, удалой. 13)Любящий сладкое. пустомеля, ханжа, непоседа, невежда,Для справок: пустомеля, ханжа, непоседа, невежда, дока, сладкоежка, ябеда, сорвиголова, лежебока, дока, сладкоежка, ябеда, сорвиголова, лежебока, растяпа, жадина, обжора, неряха.растяпа, жадина, обжора, неряха.
Морфологический разбор имени существительного Среднерусская природа была моим первым учителем. Мне Среднерусская природа была моим первым учителем. Мне пришлось в жизни сдавать самые разные экзамены: по чистописанию, по латыни, по анатомии. Но только великий учитель – природа до сих пор не поставила мне никакой отметки. Она учит меня и сегодня. Живя в городе, мы забываем о земле, о травах и семенах. Мы забываем, что по закату, по гомону и по полёту птиц можно угадать погоду. Я всегда стремлюсь из города на простор. Я всегда стремлюсь из города на простор. Горе тому, кто слеп и глух к природе, к лесу, к утренним зорям. Горе тому, кто слеп и глух к природе, к лесу, к утренним зорям. (По С.Коненкову) (По С.Коненкову)
Задание к тексту -Подчеркните существительные как члены предложения, обозначьте их род, число, падеж. -Подчеркните существительные, имеющие форму только единственного числа. -Над каждым словом надпишите части речи. -Объясните знак препинания в предложениях с однородными членами.