Метасюжет в театре Островского
Цель: понять, что значит «метасюжет» в литературоведении; выяснить, есть ли метасюжет в произведениях А.Н. Островского; увидеть метасюжет пьес А.Н. Островского в произведениях других писателей и в фольклоре; понять, почему мета сюжеты существуют в мировой литературе.
Гипотеза Метасюжет в произведениях А.Н. Островского – это отражение драмы семейных отношений в реальной жизни. Отрывок из пьесы «Свои люди – сочтемся!» Липочка – Антипова Елизавета
Метасюжет Мета - от греч. metá - между, после, через часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр). Мета - от греч. metá - между, после, через часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр). (Большая советская энциклопедия) метагалактика метацентр метагалактика метацентр Метасюжет – это сюжет, который встречается в произведениях различных авторов, фольклоре, а также в различных произведениях одного и того же писателя
Прочитав ряд пьес А.Н. Островского, мы пришли к выводу: Повторяемость, если не идентичность, некоторых ситуаций, сюжетных ходов, типов и амплуа можно увидеть в пьесах, написанных на современные Островскому сюжеты. Такие, как «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся!», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и др. Этой идентичности нет в исторических хрониках, в исторических комедиях, а также в особом произведении «Снегурочка», которое не подходит ни под один из вышеперечисленных жанров. Не подходят или не полностью подходят и ранние драматические эскизы («Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»). Остается, впрочем, не так мало: около сорока пьес.
Общеизвестно, что тематика всех пьес Островского (за исключением исторических хроник) строго держится семейно-бытовой сферы. Раиса Павловна Гурмыжская – Лилия Юдина и Алексей Буланов – Дмитрий Солодовник, «Лес»
Во всех пьесах присутствует любовная коллизия и почти во всех на переднем плане. Попробуем в виде схемы показать повторяемость отдельных образов и сюжетных ходов. – свадьба – богатый – бедный – прочие герои Условные обозначения
Герои Невеста Жених Родители Помощник Возлюбленный Сюжет пьес Среда Мотив – Неравенство/равенство – богатый – бедный
Герои Невеста Липочка Жених Подхалюзин Родители Помощник Возлюбленный в мечтах «Свои люди – сочтемся!» Среда купеческая Мотив – принуждение, охота за приданым Неравенство материальное
Жених Курчаев Невеста Машенька Герои «На всякого мудреца довольно простоты» Среда купеческая Мотив – принуждение Неравенство материальное Егор Глумов
Герои Невеста Любовь Гордеевна Жених Родители Гордей Торцов Помощник Любим Торцов Возлюбленный приказчик Митя «Бедность не порок» Среда купеческая Мотив – чувства Мити и его невесты взаимны Неравенство
Герои Невеста Авдотья Максимовна Жених Бородкин Родители Русаков Помощник Арина Федотовна Возлюбленный Вихорев «Не в свои сани не садись» Среда купеческая Мотив – расчет Неравенство сословное в случае Вихорева
Герои Невеста Марья Андреевна Жених богатый Мать Помощник Возлюбленный «Бедная невеста» Среда чиновничья Мотив – принуждение Неравенство культурное
Герои Невеста Полина Жених Василий Жадов Мать вдова кол. асессора Дядя Жадова «Доходное место» Среда чиновничья Мотив – по любви Неравенство культурное
Герои Невеста Юленька Жених Белогубов Мать вдова кол. асессора «Доходное место» Среда чиновничья Мотив – по расчету Неравенства нет
Герои Невеста Лизавета Ивановна Жених Андрей Титыч Ивановы Аграфена Платоновна «В чужом пиру похмелье» Среда купеческая Мотив – принуждение Неравенство материальное и культурное
Герои Невеста Надя Жених Спившийся приказный Родители нет Уланбекова, мать Леонида Возлюбленный Леонид «Воспитанница» Среда купеческая Мотив – принуждение Неравенство культурное
Герои Невеста Татьяна Жених Лев Краснов Родители нет Воспитательница Бабаева, сестра Татьяны Возлюбленный Валентин Бабаев «Грех да беда на кого не живет» Среда купеческая Мотив – принуждение Неравенство материальное, культурное, нравственное
Герои Невеста Настя Жених Модест Баклушин Родителей нет Дядя Крутицкий «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Среда чиновничья Мотив – принуждение, любовь Неравенство материальное
Герои Невеста Лидия Жених Васильков Родители Чебоксаровы Помощник «Бешеные деньги» Среда дворянско-купеческая Мотив – принуждение Неравенство материальное, культурное Кучумов Телятев
Герои Невеста Аксинья Жених Петр Восмибратов Родители Гурмыжская Помощник Несчастливцев «Лес» Среда помещичье-дворянская Мотив – Неравенство материальное
Герои Невеста Наташа Жених лавочник Родители нет Дядя Иосиф Наумыч Возлюбленный авантюрист «Трудовой хлеб» Среда Мотив – от «разбитого сердца» Неравенство материальное
Герои Невеста Лариса Жених Карандышев Мать Харита Игнатьевна Кнуров, Вожеватов Возлюбленный Паратов «Бесприданница» Среда купеческая Мотив – принуждение Неравенство материальное, культурное
Герои Невеста Жених Родители Помощник Возлюбленный Сюжет пьес Среда Мотив – Неравенство/равенство – богатый – бедный
Богатая невеста Идет под венец с милым ее сердцу бедняком Становится жертвой охотника за приданным Бедная невеста Выходит замуж по любви Отдает руку по принуждению
Жених желанный нежеланный Лидия Юрьевна – Светлана Аманова и Савва Геннадич Васильков – Виктор Низовой, «Бешеные деньги»
Богатая невеста «Свои люди – сочтемся!» «Бедность не порок» «Не в свои сани не садись» «Не сошлись характерами» «Горячее сердце» «Волки и овцы» «Праздничный сон – до обеда» «Правда – хорошо, а счастье лучше» «Старый друг лучше новых двух» «Сердце не камень» «Последняя жертва» «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» «Невольницы» «Красавец мужчина» «На всякого мудреца довольно простоты»
«Богатая невеста» увлечена «охотником за приданым» «Не в свои сани не садись» «Не сошлись характерами» «Последняя жертва» «Красавец мужчина»...
Охота за приданым «Свои люди – сочтемся!» «Не в свои сани не садись» трилогии о Бальзаминове «Не сошлись характерами» «Волки и овцы» «Богатые невесты» «Последняя жертва» «Красавец мужчина» «Сердце не камень» «Невольницы» «На всякого мудреца довольно простоты» Юлия Павловна Тугина – Людмила Титова и Вадим Григорьевич Дульчин – Олег Доброван, «Последняя жертва»
Бедная невеста «В чужом пиру похмелье» «Бедная невеста» «Шутники» «Доходное место» «Тяжелые дни» «Старый друг лучше новых двух» «Воспитанница» «Пучина» «Не было ни гроша, да вдруг алтын» «Лес» «Поздняя любовь» «Бесприданница», «Бешеные деньги» «Таланты и поклонники», «Трудовой хлеб» «Не всё коту масленица», «Без вины виноватые»
«Бедная невеста» полюбила человека безответственного и пустого «Бедная невеста» «Воспитанница» «Горячее сердце»... Юлия Павловна Тугина – Людмила Титова и Вадим Григорьевич Дульчин – Олег Доброван, «Последняя жертва»
Сирота По своему семейному положению «бедная невеста» – либо сирота, либо дочь небогатой вдовы или вдовца. Наталья Петровна Сизакова – Ольга Пашкова и Егор Николаевич Копров – Олег Доброван в спектакле «Трудовой хлеб»
Выходит замуж по любви «Доходное место» «Лес»
Идет под венец с милым ее сердцу бедняком «Бедность не порок» «На всякого мудреца довольно простоты»
Отдает руку по принуждению «Бедная невеста» «В чужом пиру похмелье» «Воспитанница» «Грех да беда на кого не живет» «Не было ни гроша, да вдруг алтын» «Бешеные деньги» «Трудовой хлеб» «Бесприданница» Наталья Петровна Сизакова – Ольга Пашкова и Егор Николаевич Копров – Олег Доброван в спектакле «Трудовой хлеб»
Купеческое семейство По списку действующих лиц пьес Островского мы выделили пьесы, связанные с купеческой жизнью « Не в свои сани не садись» «Свои люди – сочтемся!» «Бедность не порок» «В чужом пиру похмелье» «Не сошлись характерами» «Гроза» «В чужом пиру похмелье» «Шутники» «Не было ни гроша, да вдруг алтын» «На всякого мудреца довольно простоты» «Горячее сердце» «Бешеные деньги» «Не всё коту масленица» «Бесприданница» «Сердце не камень» Поликсена – Ольга Жевакина и Платон – Глеб Подгородинский в комедии «Правда – хорошо, а счастье лучше»
Итоги наблюдений Мотивы вступления в брак по любви по принуждению экономические социальные семейные
Итоги наблюдений Равенство/неравенство между вступающими в брак имущественноекультурноесословноенравственное Лидия Юрьевна – Светлана Аманова и Савва Геннадич Васильков – Виктор Низовой, «Бешеные деньги»
Попробуем найти схожий метасюжет в произведениях других писателей и в фольклоре.
Герои Невеста Золушка Жених Принц Родители Отец и мачеха Помощник крестная Сказка «Золушка» Мотив – по любви Неравенство имущественное
«Возлюбленный» Митрофанушка Помощник Правдин Родители нет Простакова Жених Милон Невеста Софья Герои Д. И. Фонвизин «Недоросль» Мотив – по любви Неравенство имущественное
Герои Невеста Лиза Жених Эразм Родители мать Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Мотив – принуждение Неравенство имущественное, сословное Богатая жена Эразма
Герои Невеста Дуня Жених Родители Отец Самсон Вырин А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Мотив – по любви Неравенство имущественное
Вывод Всего Островский за свою жизнь написал 47 пьес (не считая пьес, написанных в соавторстве), 16 мы прочитали и разобрали, одна из них («Гроза») оказалась несвязанной смета сюжетом, 15 – подчиненными единой сюжетной схеме, которая в зависимости от имущества невесты может иметь варианты. Мы убедились, что похожие схемы сюжета можно найти в фольклоре ( со счастливым концом для бедной невесты в сказках), в произведениях других писателей. Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верной. Метасюжет в произведениях А.Н. Островского – это отражение драмы семейных отношений в реальной жизни.
Список литературы 1. Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. РГГУ. ИВГИ. М., с. 2. История Малого театра. html Большой Российский Энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия» и «Дрофа», Фотографии. projects/theater