Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики. Педагогическое исследование: параметры, критерии, свойства, этапы. Методы педагогического исследования. Педагогическая квалиметрия.
Структура раздела Презентация «Педагогическое исследование». Лекция. Тема: Методология, логика и методы педагогического исследования. Тема для самостоятельного изучения: Цель педагогической деятельности. Словарь терминов (глоссарий). Литература для самообразования. Хрестоматия. Методика исследования «Учитель глазами учащихся».
Методология и уровни методологического знания Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об основах познания и преобразования действительности. Уровни методологического знания: Философский уровень (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом). Общенаучный уровень (теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин). Конкретно-научный уровень (совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной дисциплине). Технологический уровень (методика и техника исследований).
Системный подход к изучению педагогических явлений Один из основных методологических принципов - системный подход (относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими). Педагогическая система – это множество связанных друг с другом компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Предпосылкой возникновения педагогической системы является цель как социальный заказ. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание и обучение.
Методологические принципы педагогики Личностный подход. Деятельностный подход. Полисубъектный (диалогический) подход. Культурологический подход. Этнопедагогический подход. Антропологический подход.
Педагогическое исследование Методологические параметры, определение которых предполагает любое педагогическое исследование – проблема, цель и задачи, методы, объект и предмет исследования. Критерии качества педагогических исследований: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Свойства педагогического исследования : точность, валидность, надежность, технологичность.
Этапы исследования актуальность исследования; сбор предварительных материалов для установления причины возникновения проблемы; выдвижение гипотезы; составление методики исследования, отбор методов, средств, способов обобщения данных; интерпретация полученных данных с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы, что позволяет сделать выводы и предположения; внедрение результатов в педагогический процесс, распространение их через публикации, выступления на конференциях и др.
Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений. Всё многообразие методов педагогического исследования можно разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта (наблюдение, эксперимент, анализ школьной документации и др.), методы теоретического исследования (теоретические методы) (индуктивные, дедуктивные методы, анализ первоисточников, составление библиографии и др.), математические (количественные) методы (регистрация данных, их ранжирование, шкалирование и др.).
Педагогический эксперимент - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, предполагающая опытное моделирование педагогического процесса в условиях его протекания. Характеристики педагогического эксперимента: исследовательская деятельность; изучаются причинно-следственные связи педагогических явлений; имеет место измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия; предполагается опытное моделирование явления и условий его протекания.
Логика проведения эксперимента Выделяют три этапа педагогического эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета, задач и гипотезы исследования); собственно эксперимент (разработка методики исследования и его плана, способов обработки полученных результатов); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).
Педагогическое наблюдение - это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие педагогического явления, в ходе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение бывает: контролируемое и неконтролируемое, открытое и скрытое, включенное и невключенное, естественное и лабораторное, систематическое и случайное.
Педагогическая квалиметрия Направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик, называется квалиметрия (от лат. cval – качество и metros - измерять). В ходе педагогического исследования нужно использовать разнообразные взаимодополняющие методы исследования, надежные и валидные.