Формирование учебно- познавательной компетентноости учащихся в ходе изучения истории и обществознания. Автор: Грудинина В.Е., учитель истории МБОУ СОШ 3
Миссия ОУ создание условий для всестороннего развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Средняя общеобразовательная школа 3 – это «Школа для всех». Многообразие и непохожесть детей – важнейший ресурс, который используется в образовательном процессе. Образование, которое получают наши учащиеся, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.
Модель выпускника выпускник Нацеленый на непрерывное образование Обладающий профессиональными навыками, профессией Владеющий информационными техно- логиями Ориентированный на результат, достигаемый своими усилиями Приспо- собленный к жизни в обществе
Традиционный и инновационный подход к обучению Традиционная модель (когнитивная – знания, умения, навыки) Инновационная модель (личностно-развивающая) Задача и миссия учителя – «передать знания и опыт предшествовавших поколений Репродуктивная деятельность учащихся Экстенсивный характер образовательного процесса Длительность обучения Нацеленность на результат Результат образования оценивается в основном количественными показателями Модель более ориентирована на процесс, чем на результат Задача и миссия учителя – научить получать знания Креативная деятельность обучаемых Интенсивный характер образовательного процесса Нацеленность на непрерывное образование в течение всей жизни Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции) Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого
Ключевые компетенции Комплекс умений и знаний, относящихся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек. Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или вести деятельность Советом Европы определены пять ключевых компетенций: политические и социальные компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе Относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией Связанные с возрастанием информатизации общества Способность учиться на протяжении жизни
Компетентностный подход Предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, причем особенно важно научиться действовать в новых неопределенных, проблемных ситуациях
Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Мотивы могут быть следующими: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
« Познавательная потребность – это стержень, на который наращивается компетентноость».
Цели школьного образования заключаются в следующем: Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
Цель проекта. Создание условий, способствующих формированию учебно-познавательной компетентноости учащихся.
Задачи : Организация учебной деятельности, способствующей формированию ключевых компетенций. Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности Использование модульной технологии в процессе обучения. Определение параметров мониторинга результативности реализации проекта
Элементарные общеучебные компетенции школьников: - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного; - точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; - исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; - планирование действий и времени; - оценка результатов своей деятельности и т.д.
Деятельность, способствующая формированию ключевых компетенций класс Научно- исследовательская деятельность Работа на модульных уроках Изучение курса «Школа успеха» Решение задач компетентно устного типа
Научно-исследовательская деятельность учащихся. Алгоритм создания научно-исследовательской работы. Выбор темы. Постановка цели Сбор информации Уточнение темы. Составление плана. Сбор информации. Переработка информации. Проведение необходимых исследований. Переработка полученных сведений. Систематизация информации Выводы, заключения. Обобщение. Оформление работы.
Модульное обучение. Модульное обучение возникло в 1960-е гг. В России получило распространение в 1990-е гг. Модульный подход обеспечивает: эффективную уровневую дифференциацию обучения; самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе, саморегуляции своих учебных достижений; высокую информационную емкость изложения; сохраняет до 30% учебного времени; системность усвоения материала.
Модуль – определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной деятельности. Компоненты модуля. Цель. Оборудование. Учебный материал. Практические задания. Контрольная (проверочная) работа.
Риски: Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, но вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов. Нужны изменения и в нормативной базе деятельности образовательных учреждений, прежде всего, в документах об итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и учреждений образования, а также формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Возможен в условиях экспериментальной работы.
Продукт проекта: Программа модуля «Школа успеха» Разработки уроков и программ на основе модульной технологии. Инструментарий для оценки компетентноости школьников, уровня мотивации. Научно-исследовательские работы учащихся Задачи компетентноустного типа.
«Школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом».
лозунг