Научный консультант: д.э.н., профессор ФАЛЬКО СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, заведующий кафедрой экономики и организации производства МГТУ им. Н.Э. Баумана Официальные оппоненты: д.э.н., профессор ДАНИЛИН ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ, заведующий лабораторией методов и механизмов управления предприятиями ЦЭМИ РАН д.э.н., профессор МОИСЕЕВА НИНА КОНСТАНТИНОВНА, заведующая кафедрой маркетинга и управления проектами МГИЭТ (ТУ) д.э.н., профессор САПИРО ЕВГЕНИЙ САУЛОВИЧ, советник президента ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд Ведущая организация: Московский авиационный институт (Государственный Технический Университет) 2
Российское авиационное двигателестроение в начале 2000-х гг.: Более 20 предприятий в Москве и Московской области, Петербурге, Перми, Уфе, Рыбинске, Казани, Омске, Самаре, а также предприятия в Запорожье (Украина), фактически составляющие единый комплекс с российскими. Более занятых (непосредственно). 3
4
5
6 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – решение крупной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение: развитие научно-методологических основ анализа и организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции с учетом отраслевой специфики авиационного двигателестроения.
Задачи исследования: 7
На защиту выносятся научно-методологические основы анализа и организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения: - методологические принципы; - разработанные в соответствии с этими принципами модели; - основанные на разработанных моделях организационно-экономические механизмы, методы и стратегии. Методологические принципы анализа и организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств: 1. Системность и комплексность, что выражается в охвате всех стадий жизненного цикла изделий – от маркетинговых исследований до окончания эксплуатации 2. Объективность оценок и прогнозов, что достигается использованием (по возможности) экономико-математического моделирования, а не эконометрических или экспертных подходов 3. Наглядность результатов расчетов, что обеспечивается их формулированием не в виде балльных оценок, а непосредственно в виде технико-экономических параметров продукции, производственных и финансовых показателей работы предприятий 4. Модели и методы должны отражать отраслевую специфику 8
Взаимосвязь разработанных моделей и методов, организационно-экономических механизмов и стратегий, реализуемых на различных стадиях ЖЦИ: 9
Предложена и обоснована новая стратегия реструктуризации, которая, в отличие от известных (предусматривающих радикальное сокращение числа предприятий, модельного ряда и жесткую интеграцию ядра отрасли в холдинг), предусматривает постепенный переход к матричной (проектно-функциональной) структуре отрасли 10
11
12
13
14
Разработаны новые методы моделирования и оптимизации процессов послепродажного обслуживания авиадвигателей, с учетом внедрения новых видов услуг и информационных технологий 15
16
17
18
19
20 Разработан метод прогнозирования экономической эффективности информационного сопровождения эксплуатации авиадвигателей. Предлагается учитывать возможность организации среднесрочного прогнозирования выработки ресурса изделий в парке, что позволит более обоснованно планировать ремонтные работы, поставки запасных частей, и, как следствие, сократить затраты на материально- техническое обеспечение и потери из-за простоев авиатехники. Рекомендуемая схема организации информационных потоков
21
Разработан метод расчета фиксированных ставок оплаты летных часов, позволяющий, в отличие от известных методов, учесть риск отклонения фактических эксплуатационных затрат от ожидаемых. Обоснованы механизмы предотвращения оппортунистического поведения авиакомпаний. 22
23
Разработан критерий экономической эффективности и конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения, который, в отличие от традиционно используемых критериев, учитывает: - не только технико-экономические параметры авиадвигателей как таковых, но и характеристики системы послепродажного обслуживания; - индивидуальные особенности эксплуатирующих организаций, и, как следствие, различную эффективность продукции для разных заказчиков. 24
25
26
27
28
Предложены подходы к научному обоснованию мер государственной поддержки развития отрасли, которые, в отличие от традиционных подходов, основаны на инструментарии всеобщего менеджмента качества (TQM), что позволяет прогнозировать количественные результаты осуществления совокупности мероприятий, обеспечить их согласованность, и повысить эффективность промышленной политики. 29
30
Разработаны методы прогнозирования спроса на перспективные изделия и новые виды услуг на конкурентных рынках. В отличие от традиционно применяемых, предлагаемые методы основаны на непосредственном моделировании выбора заказчиками наилучших поставщиков авиадвигателей и сервисных услуг. Обоснована необходимость организации, наряду с прогнозированием спроса, активного интегрированного управления спросом на продукцию, инновациями и развитием предприятия 31
32
Разработаны организационно-экономические механизмы, обеспечивающие заинтересованность производителей в повышении качества продукции не только в условиях жесткой конкуренции, как предполагается в общепринятых концепциях менеджмента качества, но и в условиях монополии на рынках авиадвигателей и их послепродажного обслуживания. 33
34
Совокупность полученных результатов представляет собой новое решение крупной научной проблемы анализа и организационно- экономического обеспечения конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения на всех стадиях ее жизненного цикла 35
36