Могутова Ирина Константиновна учитель-логопед I квалификационной категории
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Причины возникновения оптической дисграфии Патология беременности и родов, родовые травмы Ослабленные, часто болеющие дети Неврологические нарушения, черепно- мозговые травмы Дети с задержкой в развитии моторных функций Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, леворукие дети, скрытые левши Дети с задержкой речевого развития
Основные виды ошибок Недописывание элементов букв Добавление лишних элементов Неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу Написание вместо нужного элемента буквы сходного с ним
Работа по профилактике оптической дисграфии Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Базовое направление работы Развитие зрительного и буквенного гнозиса Уточнение и расширение объема зрительной памяти Формирование пространственного восприятия и представлений Развитие зрительного анализа и синтеза Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений Дифференциация смешиваемых букв
Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников включает следующие виды деятельности:
1. Выполнение действий и движений по инструкции, согласованность действий и движений различных частей тела (поворот - бросок, наклон – поворот)
2. Восприятие пространства (на собственном теле; расположение предметов в пространстве; движение в заданном направлении)
3. Пространственная ориентировка на листе бумаги
4. Развитие и координация движений кистей рук и пальцев
5. Тактильно-двигательное восприятие
6. Кинестетическое и кинетическое развитие
7. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
8. Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти
9. Раскраски, прописи по подготовке к письму
10. Рисунки по клеточкам
11. Формирование тактильно- двигательного восприятия
12. Пальчиковая гимнастика
Систематически используя перечисленные виды деятельности в учебном процессе, в тесной связи логопеда, воспитателя и родителей, можно добиться успеха и эффективности в коррекционной работе.
Пишите грамотно!