ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.
1. АНАЛАЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. Проектирование включает в себя: Системный анализ предметной области; Анализ данных и построение модели данных.
«ИС Приёмная комиссия» Работа начинается с системного анализа предметной области. В данном случае предметной областью является приёмная комиссия в университете. 1. «Приёмная кампания в университете». В этой системе выделим следующие элементы: «Абитуриенты», «Приёмная комиссия» Схема передачи абитуриентами анкетных данных приёмной комиссии. Приёмная комиссия Абитуриенты
2. Определение в данной системе место нашей будущей компьютерной системы (ИС). Состав и структура системы «Приёмная кампания в университете». Члены приёмной комиссии Информационная система Приёмная комиссия Абитуриенты
Члены приёмной комиссии – это персонал, включающий в себя административных работников (председателя, секретарей и др.) и экзаменаторов. Основная функция информационной системы – обеспечить хранение и оперативную обработку всей поступающей информации в ходе приёмной компании, а также подготовку документов: списков, справок, ведомостей, отчётов и прочее. Приёмная комиссия в вузе – это процесс, происходящий во времени. Разделим его на последовательные этапы: 1. Подготовительный этап; 2. Этап приёма документов у абитуриентов; 3. Этап приёма экзаменов; 4. Этап зачисления в университет.
Отметим для каждого из этих четырёх этапов происходящие информационные процессы: Этап Информационные процессы 1. Подготовительный этап Подготовка информации о структуре университета и условиях приёма; Выдача этой информации абитуриентам 2. Этап приёма документов Сбор анкетных и других данных у абитуриентов и их систематизации; Присваивание каждому абитуриенту собственного идентификатора – регистрационного номера 3. Этап приёма экзаменов Получение информации об уровне знаний абитуриентов в процессе сдачи экзаменов, её сбор и систематизация; Выдача абитуриентам информации о результатах сдачи экзамена 4. Этап зачисления в университет Обработка результатов сдачи экзаменов; Принятие решения о зачислении 5. Этап выдачи информации Выдача абитуриентам информации о результатах зачисления
2. АНАЛИЗ ДАННЫХ. Определим необходимый набор данных для информационного обеспечения каждого этапа работы. 1. Подготовительный этап. Потребуются сведения о плане приёма в университет: на каких факультетах какие специальности открыты для поступления; сколько человек принимается на каждую специальность.
Иерархическая структура университета. Классический университет Юридический факультет Исторический факультет Экономический факультет История Политология Финансы и кредит Бухгалтерский отчёт Крутов Анохин Волков Диркс Яншина Кузин Лядова
Спланируем две таблицы, которые войдут в базу данных, указав название таблиц и имена полей: Факультеты Код факультета Название факультета Экзамен 1 Экзамен 2 Экзамен 3 Специальности Код специальности Название специальности Код факультета План приёма
2. Этап приёма документов у абитуриентов. Абитуриенты пишут заявления о допуске к поступлению, сдают необходимые документы (копию паспорта, школьного аттестата и др.), заполняют анкету. Анкета Регистр. номер Фамилия Имя Отчество Дата рождения Город Закончил уч. заведение Абитуриенты Регистр. номер Код специальности Медаль Производственный стаж
3. Этап приёма экзаменов. Представляются результаты сдачи экзаменов абитуриентами. Таблица, содержащая оценки, полученные каждым абитуриентом: Оценки Регистр. номер Оценка за экзамен 1 Оценка за экзамен 2 Оценка за экзамен 3
4. Этап зачисления в университет. Здесь будет окончательный список с информацией о том, кто из абитуриентов принят в университет, а кто – нет: Итоги Регистр. Номер Зачисление
3. Построение модели данных. Каждая из запланированных выше таблиц будет представлена в БД отдельным отношением. Опишем все их в строчной форме, определив в некоторых случаях сокращённые имена полей и подчеркнув главные ключи. Факультеты (КОД_ФАК, ФАКУЛЬТЕТ, ЭКЗАМЕН_1, ЭКЗАМЕН_2, ЭКЗАМЕН_3) Специальности (КОД_СПЕЦ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОД_ФАК, ПЛАН) Абитуриенты (РЕГ_НОМ, КОД_СПЕЦ, МЕДАЛЬ, СТАЖ) Анкеты (РЕГ_НОМ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ДАТА_РОЖД, ГОРОД, УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ) Оценки (РЕГ_НОМ, ОЦЕНКА_1, ОЦЕНКА_2, ОЦЕНКА_3) Итоги (РЕГ_НОМ, ЗАЧИСЛЕНИЕ) Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи.
Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Для явного указания связей между таблицами должна быть построена схема базы данных. В схеме указывается наличие связей между таблицами и тип связей. Схема базы данных. Факультеты Специальности Абитуриенты АнкетыОценки Итоги
В схеме использованы два типа связей: один к одному и один ко многим. Связь «Один к одному» - через общий главный ключ; связь «один ко многим» - через главный ключ в одной таблице и одноимённое поле в другой таблице – такое поле называется внешним ключом. Организация связей между таблицами обеспечивает одно важное качество базы данных, которое называется целостностью данных.
Вывод: Построение реляционной модели данных заключается в описании всех используемых в ней отношений (таблиц) и построении схемы базы данных, то есть системы связей между таблицами. Связь между таблицами осуществляется через одноименные поля. Связь «один к одному» через общий главный ключ; связь «один ко многим» через главный ключ в одной таблице и одноименное поле в другой таблице такое поле называют внешним ключом. Поддержка целостности данных автоматический контроль за согласованностью взаимосвязанных данных в разных таблицах.
Система основных понятий Создание базы данных Создание БД осуществляется средствами СУБД Создание структуры БДВвод данных Создание таблиц Установка связей (создание схемы) Ввод в строки таблицы Ввод через форму Описание полей, типов, форматов, ключей. Связи через общие поля: один к одному или один ко многим Автоматический контроль соответствия данных типам и форматам полей
Домашнее задание § 32, вопросы после параграфа.