Многие модницы и модники приходят в ужас от того, что их заставляют носить форму. Даже ограничения по цвету одежды они воспринимают в штыки. Но ведь раз кто-то придумал, что нужна форма, значит, были какие-нибудь причины?
Может, в школе вам никто не рассказал, зачем она нужна? И возможно, если вы узнаете об этом побольше, то измените свое резкое отношение на более спокойное?
Вот несколько официальных причин, по которым в школах вводят форму: ничто не должно отвлекать человека во время занятий; форма помогает детям забыть о зависти и оставить лишь одну область для соревнования – это знания; кроме того, форма помогает решить проблему социального неравенства, ведь детей вопрос о том, что кто-то может купить одежду лучше, интересует, как никакой другой.
Учителя хотят, чтобы вместо новенького пояска вы обсуждали новую тему и решали задачки. А родители стремятся всем на свете доказать, что их ребенок самый красивый, обеспеченный и достойный, или наоборот, родители поскромней требуют равенства всего на свете, чтоб никто не имел повода издеваться над их детьми.
Но что же думаем сами мы, дети? Мы думаем, что надев форму, мы будем выглядеть как инкубаторские, что нам нечем будет выделиться, и что будет ужасно скучно каждый день ходить в одной и той же одежде. Мы думаем, что форма – это обязательно что-то дурацкое, совершенно немодное и неудобное. Мы думаем, что форму придумали как лишний повод для учителей упрекать нас и самоутверждаться за наш счет. И вообще мы считаем, что форма – это для слабаков, для тех, кто не умеет отстоять свои права!
И некоторые наши мысли вполне обоснованны. Вот, например, если нас заставляют носить форму, то никто не спрашивает нас самих, какой она должна быть. Никому не интересно, что зимой девочкам холодно ходить в юбках, и что горизонтальные полоски толстят. Почему бы директору не провести голосование, опросить учеников, в чем им было бы удобно и приятно ходить? Потом, если уж носишь форму своей школы, то пусть она будет вызывать уважение у всех, кто встречает тебя на улице. Пусть все в городе знают, что наша школа – лучшая, и что ученики ее, т.е. мы – гордимся школой, и готовы показать это всем! Т.е. форма должна быть не скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, удобной и стильной. Такой, чтоб на нее засматривались. И желательно, чтоб на ней были отражены атрибуты школы, чтобы выпускники ее тоже могли заметить своих последователей. И что касается учителей – почему бы для них тоже не придумать форменную одежду? Пусть ходят в костюмах, и все с одинаковым шарфиком, например? Пусть тоже показывают свою преданность школе, и пусть их одежда тоже не отвлекает нас от знаний!
Итак, вот наши аргументы. Хотя, и мы должны признать, что в чем-то неправы. Например, в том, что кроме одежды нам нечем выделяться. Это, конечно, совсем не так. Ведь есть среди нас ребята, которые не слишком обращают внимание на одежду, или просто не могут себе этого позволить, и все равно их любят и уважают в классе. Это чаще всего тот, кто добр и внимателен, но в тоже время не тряпка; кто держится уверенно и спокойно, и не кичится ни своими знаниями, ни родителями, ни чем-то еще; тот, у кого замечательное чувством юмора, кто умеет нас развеселить, или отлично рисует, или обладает другими талантами. В общем, мало ли способов завести друзей, и гораздо более искренних, чем те, кто ведется на шмотки… И конечно, отстаивать свои права куда эффективней не просто отрицая все на свете, а находя компромиссы. Умение донести свою мысль, свои действительные желания и потребности, умение выслушать и понять собеседника вне зависимости от его возраста и положения – вот те незаменимые качества, которые помогут нам всегда быть уважаемыми людьми. А одежда – это только подспорье
Скажем, в царской России форменная одежда была способом поддержания корпоративного духа, выражением гордости за свою работу. Почтальоны, солдаты, гимназисты носили форму не только на работе, но и дома, на улице, во время торжеств и праздников. Форма была опознавательным знаком, частью символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. И если школьная форма, как символ одинаковости и стадности, вам опостылела, спешим хоть чуть- чуть утешить: большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.
Школьники Англии с большим уважением относятся к форме, и многие даже умудряются искренне гордиться ею. Учитывая британский консерватизм, легко поверить в то, что долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки... Каждая престижная школа имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев. Но обо всем по порядку.
Что касается бывших английских колоний (Индии, Ирландии, Австралии, Сингапура и Южной Африки), традиция ношения школьной формы сохранилась и после обретения этими странами независимости. Для них это – напоминание о колониальном прошлом. И одновременно – о тяжелом финансовом бремени, в частности, для родителей африканских школьников... Бесплатное образование, введенное в некоторых африканских странах, по понятиям европейцев, было, конечно, благом, а идея унифицированной одежды состояла в том, чтобы уравнять бедных и богатых детей. Обернулось же это, в том числе, и негативной стороной: некоторым семьям попросту не на что купить форму. Гардероб многих африканских детей состоит из одного- единственного школьного костюма, который к концу учебного года приобретает весьма поношенный вид.
В Соединенных Штатах форма для школьников была введена по необходимости. В 80-е годы прошлого века, для того, чтобы «дети перестали стрелять друг в друга из-за дорогих кроссовок», в некоторых городских районах внедрили первый эксперимент. И лишь в 1996 году, после того, как Билл Клинтон в своем ежегодном обращении к нации назвал школьную форму одним из способов решения проблемы гангстеризма, школьная форма приобрела статус повседневного предмета обихода американских детей.
Ныне главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. Школа сама определяет dress code для своих учеников. Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки. Ученики американских школ предпочитают носить джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой. Главное для них – звание самого стильного мена в классе. Или даже в школе.
Форма школьниц в Японии – «сэйлор- фуку», по-нашему – матроски. За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер – это эталон и образец для подражания. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы.
В японских школах частенько проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран.
Что касается Европы, то тут картина не такая яркая. В некоторых школах Германии введена единая школьная одежда. Но, по сути, она таковой не является, потому что каждый ученик может участвовать в ее разработке. Как ни странно, даже в эпоху третьего рейха школьники приходили на занятия в повседневной одежде либо в форме гитлерюгенда или же той детской общественной организации, к которой они принадлежали
В остальных странах Европы нет единой формы. Все ограничено рамками довольно строгого стиля.
В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Все колледжи и школы имеют свою индивидуальную форму. Даже в отдельно взятой школе есть отличия между классами. Например, старшие девочки носят зимой длинные юбки, а младшие средней длины, по колено. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.
...До сих пор не выяснено, как отсутствие или наличие школьной формы влияет на учебный процесс. Мир, похоже, так до конца и не определился, носить ли форму или не носить. Главное, наверно, все-таки – хорошо учиться...