Понятие нирвана в философии буддизма Выполнили студентки 21 группы Факультета пищевых технологий ОмГАУ им. П.А. Столыпина: Василенко Т. А. Самсонова Т. М.
Гаутама Будда - создатель буддизма
Нирвана Нирвана в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от духкхи (тягот перерождения) и от действия закона кармы. Верующие разных религиозных направлений стремятся обрести душевное равновесие в идее бессмертия души, но для буддизма и других индийских религий это отнюдь не благо, а величайшее зло, поскольку бессмертие ассоциируется с бесконечными перевоплощениями.
К нирване ведет восьмеричный путь, включающий правильные: -воззрения, -размышление, -речь, -действия, -образ жизни, -внимание, -медитацию - сосредоточение. Восьмеричный путь в представлении Будды
Непосредственно достижению нирваны предшествует полное прекращение (ниродха) восприятий, мыслей и чувств. Конечный пункт этого пути, который впервые был достигнут самим Буддой и который может быть пройден только буддийским монахом, описывается в палийских текстах - Типитаке (собрание буддийских текстов на языке пали) как неопределимый.
Нирвана описывается преимущественно «методом отрицаний» – как не рожденное, не произведенное, не созданное, ни с чем не соединенное, как отсутствие стремления, отсутствие привязанности, отсутствие иллюзии. Однако она может быть определена и положительно – как истина, стабильность, мир, безопасность, чистота. В раннем буддизме нирвана нередко отождествляется с «погашением», исчерпыванием» аффектов (клеша, сава), эгоцентричных взглядов (саткая-диттхи;), словесно-ментальных конструкций (прапанча), с состоянием покоя, умиротворенности (шанти), предельного сосредоточения (самадхи).
Переживание пробуждения бодхи Пережив пробуждение (бодхи), Будда освободился от желания (тришна) и тем самым уничтожил корень будущих перерождений, что сделало возможным переживание нирваны «с остатком» (сопадишеша), т.е. с продолжением жизни до исчерпывания кармических последствий прошлых рождений.
Согласно учению буддизма Всё в мире уникально и совершенно само по себе, а также является неделимой частью единого целого. Вселенная – есть ум, а ум – есть Вселенная – в полном согласии с законами взаимопересечения и взаимодействия. Ум нельзя отделить от тела или от мира, но и мир (или тело) не существует в отдельности от ума. Мы существуем во множестве реальностей и без нашей повседневности, друзей и работы мы бы не были теми, кем являемся. Но на одном только этом остановиться в описании личности нельзя, ибо мы есть и нечто большее. Без просветления мы бы не имели ни индивидуальности, ни какой-либо основы для нашего относительного существования – одно есть часть другого, а воедино обе этих части связаны срединным путём.
Согласно буддизму Каждое мгновение и переживание являются вполне законченными и завершёнными – как только человек это поймёт и примет, то сможет перешагнуть через страдания и открыть в себе новый потенциал. К просветлению ведет практика медитации, которая помогает открыть человеку в себе природу Будды, оживить эту природу.
Наиболее существенный элемент нирваны состоит в нашем сострадании к другим и тому, что происходит в относительном мире. В этом и состоит мирная гармония срединного пути – в сострадательной любви к ближним и самим себе. Бесконечные просторы нирваны
Заключение Как мы поняли из нашего исследования, современное понятие нирваны в обыденном сознании сильно искажено. Это не то, что только приносит нам удовольствие и забытье, это упорный труд, работа, которая в результате принесет плоды, и человек сможет получить свое освобождение, спокойствие и умиротворение. Было интересно ходить по страницам истории, и открывать для себя новые понятия, так же по новому смотреть на то, что казалось известным. Думаю, на этом наши исследования не закончатся, ведь, пройдя через время всегда интересно вернутся к истокам. Это помогает лучше понимать современность.