научный руководитель: к. ф. н., доцент Бутырчик Анна Михайловна научный руководитель: к. ф. н., доцент Бутырчик Анна Михайловна рецензент: к. ф. н., преподаватель Ходанович Андрей Валерьевич рецензент: к. ф. н., преподаватель Ходанович Андрей Валерьевич
Джон Фаулз (John Fowles, 1926 –– 2006) вошел в историю литературы как один из крупнейших прозаиков ХХ века, оцениваемый критикой как «самый интересный и важный талант послевоенного периода». Он прославился как создатель проблемного психологического романа, интеллектуальной прозы, в которой особенно сильным было влияние экзистенциальной философской школы Жан-Поля Сартра и Альбера Камю, а также психоаналитической школы Карла Густава Юнга. Джон Фаулз увлекался работами Зигмунда Фрейда, но умело сочетал классические традиции повествования с нетрадиционными художественными экспериментами, инновациями; английскую и французскую национальные традиции. Джон Фаулз (John Fowles, 1926 –– 2006) вошел в историю литературы как один из крупнейших прозаиков ХХ века, оцениваемый критикой как «самый интересный и важный талант послевоенного периода». Он прославился как создатель проблемного психологического романа, интеллектуальной прозы, в которой особенно сильным было влияние экзистенциальной философской школы Жан-Поля Сартра и Альбера Камю, а также психоаналитической школы Карла Густава Юнга. Джон Фаулз увлекался работами Зигмунда Фрейда, но умело сочетал классические традиции повествования с нетрадиционными художественными экспериментами, инновациями; английскую и французскую национальные традиции
В отечественном литературоведении творчество Дж. Фаулза стало исследоваться сравнительно недавно. В отечественном литературоведении творчество Дж. Фаулза стало исследоваться сравнительно недавно. Фаулз является монографическим автором. Его творчество входит в обязательный курс по зарубежной литературе для филологических факультетов. В учебных пособиях по зарубежной литературе есть разделы, посвященные его жизни и творчеству Фаулз является монографическим автором. Его творчество входит в обязательный курс по зарубежной литературе для филологических факультетов. В учебных пособиях по зарубежной литературе есть разделы, посвященные его жизни и творчеству
Цель данной дипломной работы выявление специфики художественной парадигмы романа «Волхв» в контексте эпохи постмодернизма. Цель данной дипломной работы выявление специфики художественной парадигмы романа «Волхв» в контексте эпохи постмодернизма. Задачи, необходимые для достижения данной цели, представляется возможными сформулировать следующим образом: Исследовать истоки и теорию постмодернизма, выявить особенности английского постмодернизма; определить понятие «художественной постмодернистской парадигмы»; Исследовать истоки и теорию постмодернизма, выявить особенности английского постмодернизма; определить понятие «художественной постмодернистской парадигмы»;
Дать общую характеристику романа, выявить реальное и иллюзорное в романе, определить черты магического реализма; Дать общую характеристику романа, выявить реальное и иллюзорное в романе, определить черты магического реализма; Определить и проанализировать такие ключевые компоненты постмодернистской парадигмы как интертекстуальность, игровое начало, эксплицитность в романе. Определить и проанализировать такие ключевые компоненты постмодернистской парадигмы как интертекстуальность, игровое начало, эксплицитность в романе
Объектом исследования является роман Дж. Фаулза «Волхв» и философский трактат «Аристос» Объектом исследования является роман Дж. Фаулза «Волхв» и философский трактат «Аристос» Предмет исследованияроман «Волхв» как классический образец постмодернистского романа Предмет исследованияроман «Волхв» как классический образец постмодернистского романа
Новизна осуществленного исследования состоит в том, что роман «Волхв» анализируется с точки зрения основных составляющих постмодернистской (художественной) парадигмы с выходом на основные черты магического реализма, которые служат созданию постмодернистской картины мира. Новизна осуществленного исследования состоит в том, что роман «Волхв» анализируется с точки зрения основных составляющих постмодернистской (художественной) парадигмы с выходом на основные черты магического реализма, которые служат созданию постмодернистской картины мира
Джон Фаулз (John Fowles, 1926 –– 2006) вошел в историю литературы как один из крупнейших прозаиков ХХ века, оцениваемый критикой как «самый интересный и важный талант послевоенного периода». Он прославился как создатель проблемного психологического романа, интеллектуальной прозы, в которой особенно сильным было влияние экзистенциальной философской школы Жан-Поля Сартра и Альбера Камю, а также психоаналитической школы Карла Густава Юнга. Джон Фаулз увлекался работами Зигмунда Фрейда, но умело сочетал классические традиции повествования с нетрадиционными художественными экспериментами, инновациями; английскую и французскую национальные традиции. Джон Фаулз (John Fowles, 1926 –– 2006) вошел в историю литературы как один из крупнейших прозаиков ХХ века, оцениваемый критикой как «самый интересный и важный талант послевоенного периода». Он прославился как создатель проблемного психологического романа, интеллектуальной прозы, в которой особенно сильным было влияние экзистенциальной философской школы Жан-Поля Сартра и Альбера Камю, а также психоаналитической школы Карла Густава Юнга. Джон Фаулз увлекался работами Зигмунда Фрейда, но умело сочетал классические традиции повествования с нетрадиционными художественными экспериментами, инновациями; английскую и французскую национальные традиции
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов по исследуемой проблеме. Здесь дается характеристика постмодернизма, выявляются черты английского постмодернизма (возврат от экспериментаторства к традиционному письму, внимание к самопознанию и самосознанию, творчество Шекспира как культурный компас, стилизации «под реализм», дистанцирование от традиции посредством пародийного цитирования, комической имитации и отстранения эстетических норм доброй старой Англии»), раскрывается понятие художественной постмодернистской парадигмы, которая определяется в данной работе как совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества; она может концентрироваться в отдельных достижениях, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов по исследуемой проблеме. Здесь дается характеристика постмодернизма, выявляются черты английского постмодернизма (возврат от экспериментаторства к традиционному письму, внимание к самопознанию и самосознанию, творчество Шекспира как культурный компас, стилизации «под реализм», дистанцирование от традиции посредством пародийного цитирования, комической имитации и отстранения эстетических норм доброй старой Англии»), раскрывается понятие художественной постмодернистской парадигмы, которая определяется в данной работе как совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества; она может концентрироваться в отдельных достижениях, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила
Во второй главе приводится общая характеристика романа «Волхв». Далее выявляется реальное и иллюзорное в романе, связанное с понятием двойственности, которая проявляется на уровне персонажей: Николас Эрфе понимает, что «[he] was not the person [he] wanted to be», Лилия де Сейтас оказывается Джулией де Сейтас, у которой, к тому же, есть сестра-двойняшка Джун де Сейтас, Морис Кончисасс перевоплощения, меняющий одну маску поведения на другую. Цель, которую ставят Морис и его свита---дезинтоксикация главного героя, освобождение его внутреннего «я». Реальность и иллюзорность в «Волхве» умело переплетаются и создают новое пространство, новый мир под чутким руководством Мориса Кончиса. Во второй главе приводится общая характеристика романа «Волхв». Далее выявляется реальное и иллюзорное в романе, связанное с понятием двойственности, которая проявляется на уровне персонажей: Николас Эрфе понимает, что «[he] was not the person [he] wanted to be», Лилия де Сейтас оказывается Джулией де Сейтас, у которой, к тому же, есть сестра-двойняшка Джун де Сейтас, Морис Кончисасс перевоплощения, меняющий одну маску поведения на другую. Цель, которую ставят Морис и его свита---дезинтоксикация главного героя, освобождение его внутреннего «я». Реальность и иллюзорность в «Волхве» умело переплетаются и создают новое пространство, новый мир под чутким руководством Мориса Кончиса
Третий раздел второй главы посвящен теме «черты магического реализма» в романе. Третья глава описывает определяющие компоненты постмодернистской парадигмы, такие как интертекстуальное поле романа, принцип игры и экспцлитиность. Третий раздел второй главы посвящен теме «черты магического реализма» в романе. Третья глава описывает определяющие компоненты постмодернистской парадигмы, такие как интертекстуальное поле романа, принцип игры и экспцлитиность
Была дана характеристика постмодернизма как историко-теоретической проблемы, рассмотрены истоки, концепции постмодернизма и подходы в его изучении, выявлены черты английского постмодернизма, такие как возврат от экспериментаторства к традиционному письму, внимание к самопознанию и самосознанию, творчество Шекспира как культурный компас, стилизации под реализм», дистанцирование от традиции посредством пародийного цитирования, комической имитации и отстранения эстетических норм доброй старой Англии, раскрыто понятие художественной постмодернистской парадигмы. Была дана характеристика постмодернизма как историко-теоретической проблемы, рассмотрены истоки, концепции постмодернизма и подходы в его изучении, выявлены черты английского постмодернизма, такие как возврат от экспериментаторства к традиционному письму, внимание к самопознанию и самосознанию, творчество Шекспира как культурный компас, стилизации под реализм», дистанцирование от традиции посредством пародийного цитирования, комической имитации и отстранения эстетических норм доброй старой Англии, раскрыто понятие художественной постмодернистской парадигмы
Во второй главе приводилась общая характеристика романа «Волхв». Далее выявлялось реальное и иллюзорное в романе, связанное с понятием двойственности, проявляющаяся на уровне персонажей: Николас Эрфе понимает, что [he] was not the person [he] wanted to be, Лилия де Сейтас оказывается Джулией де Сейтас, у которой, к тому же, есть сестра-двойняшка Джун де Сейтас, Морис Кончисасс перевоплощения, меняющий одну маску поведения на другую. Цель, которую ставят Морис и его свита---дезинтоксикация главного героя, освобождение его внутреннего «я». Реальность и иллюзорность в «Волхве» умело переплетаются, создавая новое пространство, новый мир под чутким руководством Мориса Кончиса. Во второй главе приводилась общая характеристика романа «Волхв». Далее выявлялось реальное и иллюзорное в романе, связанное с понятием двойственности, проявляющаяся на уровне персонажей: Николас Эрфе понимает, что [he] was not the person [he] wanted to be, Лилия де Сейтас оказывается Джулией де Сейтас, у которой, к тому же, есть сестра-двойняшка Джун де Сейтас, Морис Кончисасс перевоплощения, меняющий одну маску поведения на другую. Цель, которую ставят Морис и его свита---дезинтоксикация главного героя, освобождение его внутреннего «я». Реальность и иллюзорность в «Волхве» умело переплетаются, создавая новое пространство, новый мир под чутким руководством Мориса Кончиса
Третий раздел второй главы был посвящен теме «черты магического реализма» в романе. Здесь были определены: Третий раздел второй главы был посвящен теме «черты магического реализма» в романе. Здесь были определены: Место «магического реализма» как литературного направления в ХХ веке Место «магического реализма» как литературного направления в ХХ веке Структура произведений магического реализма Структура произведений магического реализма Общие черты магического реализма Общие черты магического реализма