Урок в 7 классе Тема : ВИРУСЫ Spatar & Bocharov presentation company
СИНКВЕЙН Кто он? Опасный, коварный Пугает, заражает, уничтожает Необъяснимая загадка природы Враг
Тема урока: Неклеточные формы жизни ВИРУСЫ Возможно, вирус – это первая форма жизни на Земле и по своей простоте самая совершенная.
ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с открытием вирусов Познакомиться с открытием вирусов Изучить особенности их строения Изучить особенности их строения Рассмотреть жизненный цикл вируса, роль в природе и жизни человека Рассмотреть жизненный цикл вируса, роль в природе и жизни человека Дать характеристику ВИЧ Дать характеристику ВИЧ
Предыстория открытия вирусов 1887 год. Крым ; юг России, Бессарабия. Плантации табака Растения поражены неизвестной болезнью На листьях появляются светло - зеленые пятна и отмирают верхушки побегов Сельское хозяйство несет убытки … ПРОБЛЕМА Представьте себе, мы на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Как выявить возбудителя ? Предложите пути решения проблемы.
Схема проведения биологического эксперимента Постановка проблемы Постановка проблемы Формулирование гипотезы ( предположение о том, где может находиться возбудитель ) Формулирование гипотезы ( предположение о том, где может находиться возбудитель ) Планирование и проведение опыта Планирование и проведение опыта Научное объяснение Научное объяснение
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Открыты в 1892 году русским ботаником ДМИТРИЕМ ИВАНОВСКИМ. Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа.
г. – Д. И. Ивановский описал возбудителя табачной мозаики у растений г. – Ф. Леффлер и Фрош обнаружили возбудителя болезни ящура у животных г. – Бейеринг ввел понятие « вирус » г. – Ф. де Эррель открыл бактериофаги г. – У. Стенли выделил вирус ТМ в кристаллической форме и доказал его молекулярную природу.
Строение бактериофага
Вирусы вызывают множество различных заболеваний у животных, растений и грибов. Вирусными заболеваниями человека являются: грипп, корь, краснуха, гепатит, ветряная оспа, бешенство, герпес, СПИД и многие другие. Вирусы как возбудители болезней
Жизненный цикл ВИЧ
Вопросы для обсуждения По остроумному определению нобелевского лауреата П. Медавара, вирусы – «это плохие новости в упаковке из белка». Как бы вы это объяснили? Могут ли вирусы рассматриваться как примитивные предшественники клеточных организмов? Являются ли вирусы живыми?
Ресурсы Агол В. И. Уловки вирусов.// Биология в школе. – 2003, 7, с.5 – 11 Бессуднова Н. В., Евдокимова Г. А., Клочкова В. А. Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии.// Биология в школе. – 2008, 3, с.24 – 30 Зверев В. В. Вакцины : история и современность.// Биология в школе. – 2007, 1, с.3 – 9 Мухина И. Д. Деятельностный подход при обучении биологии.// Биология в школе. – 2007, 6, с.31 – 34 Рябова Т. В., Мазо В. Б. Диалоги о вирусах, или Тайны третьего царства.// Биология в школе. – 2007, 8, с