Рабочая программа по учебному предмету Составитель: Змиева С.И., старший преподаватель кафедры начального общего образования Использованы материалы: Е.М. Белоруковой, к.п.н., доцент, Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессор
« Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Закон РФ «Об образовании», ст.9
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений Закон РФ «Об образовании», ст.32 п.6 и 7
Какие бывают рабочие программы? К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся: - программы учебных предметов; - программы дополнительного образования; -внеурочной образовательной деятельности; - программы элективных курсов; - программы факультативных занятий
Что такое рабочая программа учебного предмета? Рабочие программы как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации которая самостоятельно разрабатывается педагогами ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных МОиН РФ, а также авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы РУП должна показывать конкретный путь достижения целей через разворачивание содержания учебного предмета На основе каких документов составляется рабочая программа?
Каковы функции рабочей программы? Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования (воспитания), то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения
Как оформить титульный лист рабочей программы учебного предмета? - полное наименование учредителя; - полное наименование образовательного учреждения; - грифы согласования программы методическим объединением школы (или муниципальным профессиональным объединением учителей начальных классов) и завучем по УВР; - гриф утверждения программы руководителя образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа; - название учебного курса, для изучения которого разработана программа; - указание ступени и параллели, на которой изучается предмет; - фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города или населенного пункта; - год составления программы
Образец титульного листа рабочей программы учебного предмета Полное наименование учредителя ОУ Полное наименование ОУЦ в соответствии с уставом Согласовано Согласовано Утверждаю Наименование органа, имеющего, Заместитель директора Подпись и ФИО директора согласно Устава, право согласования по УВР приказа и дата протокола заседания и дата Рабочая программа учебного предмета (курса)_____________ для ______ ступени Авторы-составители Населенный пункт, год
Какова структура рабочей программы? титульный лист; пояснительная записка; личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе; содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.; тематическое поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического и учебно- методического обеспечения образовательного процесса; лист внесения изменений
Пояснительная записка библиографический список программ (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа; в какую образовательную область входит данный учебный предмет; обоснование выбора УМК (характеризовать ведущие идеи УМК); цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; информация о внесенных изменениях в авторскую программу и обоснование их необходимости; образовательная система (в соответствии с образовательной программой учреждения); общая характеристика учебного процесса: технологий, методов, форм обучения и режим занятий; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа; сроки реализации программы; используемые в тексте программы систему условных обозначений
Что должен отражать раздел «планируемые результаты»? подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их освоения; подробно описывается повышенный уровень усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами усвоения (выделяются курсивом)
Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность в коллективных формах (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра- драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). 13
Как оформить содержание учебного курса? Содержание учебного материала образует основную часть рабочей программы, в которой раскрывается содержание разделов учебного курса. перечень и название разделов курса количество часов необходимое для изучения раздела виды учебной деятельности
В какой форме можно представить тематическое планирование? перечень разделов и тем, последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; вид занятий (теоретические или практические); виды и формы учебной деятельности; количество и темы контрольных работ
В какой форме можно представить тематическое планирование? Номер урока Тема урока Вид занятия (практические, контрольные, лабораторные, экскурсии и др.) Виды учебной деятельности Дата Наименование изучаемого раздела 1 … (143 часа) 1. Тема урока 1 2. Тема урока 2Лабораторная работа 1 3. Тема урока 3Контрольная работа 1 Наименование изучаемого раздела 2… (46 часов) 23. Тема урока 23Экскурсия Всего уроков: из них - уроков контрольных работ; - практических работ; - экскурсий; - др
В какой форме можно представить календарно-тематическое планирование? Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Что и как может быть представлено в разделе «методическое обеспечение учебного курса»? - библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - цифровые образовательные ресурсы; - Интернет-ресурсы; - литература, рекомендованная для учащихся; - литература, использованная при подготовке программы; - др.
Как утверждается рабочая программа? 1. Рассматривается на методическом объединении или на научно- методическом совете (см. Устав). Решение ШМО оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (добровольно, по желанию школы). Срок: июнь 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Срок: до 31 августа. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находится у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.
Благодарим за сотрудничество! КГБОУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования Адрес: г. Барнаул, пр. Социалистический, 60. Тел.: (3852) Тел./факс: (3852) Наш адрес в Интернете: