Лабораторная работа: «Ароморфозы и идиоадаптации» На примере растений и насекомых.
Цель: выявить явление ароморфоза и идиоадаптации, объяснить их особенности и результаты. Задание 1. Рассмотрите рисунки растений. Назовите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому пути шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
Водоросль ульва Мхи (кукушкин лен, Сфагнум, маршанция.) Папоротник орляк Сосна обыкновенная Паслен черный
Признаки ароморфоза Мхи Папоротники Голосеменные Покрытосемен- ные Корень Стебель Листья Споры Семена Цветки Плоды ЗАДАНИЕ 2: в тетрадях заполните таблицу, поставив «+» или «-».
Проверьте себя! Признаки ароморфоза Мхи Папоротники Голосеменные Покрытосемен- ные Корень-+++ Стебель++++ Листья++++ Споры++-- Семена--++ Цветки---+ Плоды---+
Поставь себе оценку Критерии оценивания Нет исправлений – оценка «5» 1 – 2 исправлений – оценка «4» 3 – 5 исправлений – оценка «3» 6 и больше исправлений – оценка «0»
Задание 3 Рассмотрите рисунки Ответьте на вопрос: К идиоадаптациям или ароморфозам можно отнести разнообразные по строению усики насекомых, ротовые органы насекомых, лапки насекомых? Почему вы так решили?
Типы усиков насекомых: 1-щетинковидный, 2-нитевидный, 3- четковидный, 5-гребневидный, 6-булавовидный, 7- головчатый, 8-веретеновидный, 9-пластинчатый, 10- коленчатый, 11-неправильный, 12-перистый, 13- щетинконосный.
Типы ротовых органов насекомых: 1- грызущий, 2-колюще-сосущий, 3-сосущий.
Тип конечности: 1. Бегательная (жужелица), 2. Прыгательная (саранча), 3. Копательная (медведки), 4. Плавательная (плавунец), 5. Хватательная (богомол), 6. Собирательная (медоносная пчела).
Ответьте на вопросы: 1. С чем связаны отличия в строении насекомых? 2. Приводят ли эти отличия к повышению уровня организации или являются частными приспособлениями к условиям обитания? Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых?.
jpg ancha1. jpg gif jpg