Семинар «Структура урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО» МОУ СОШ 1 г. Юрюзань 14 марта 2013 г.
« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский
Цель: Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Методические темы школы уч. г.г. –Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте новой школы уч. г.- Использование современных педагогических технологий в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Педагогические советы уч. г. – «Какой учитель нужен сегодня школе?», «Коммуникативные аспекты учебного процесса» уч. г. – «Интерес к познанию – надежная основа обучения», «Результаты модернизации образования как ресурс для реализации инициативы «Наша новая школа» уч. г. - «Повышение эффективности образовательной модели школы в ходе реализации ФГОС», «Повышение качества образовательного процесса через усиление взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся».
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход
Системно - деятельностный подход предполагает: учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Что важно знать, уметь учителю начальной школы? Знать принципы деятельностного подхода; Уметь реализовывать его на практике; Освоить новую систему оценивания – критериальную; Освоить принципы организации диалога на уроке. Изучить типологию уроков Освоить новый тип методической продукции «Паспорт» или «Технологическая карта»
Система дидактических принципов 1. принцип деятельности 2. принцип непрерывности 3. принцип целостности 4. принцип минимакса 5. принцип психологической комфортности 6. принцип вариативности 7. принцип творчества
Типология уроков А.К. Дусавицкого 1. Урок постановки учебной задачи 2. Урок решения учебной задачи 3. Урок моделирования и преобразования модели 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа 5. Урок контроля и оценки
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон 1. Уроки «открытого» нового знания 2. Уроки рефлексии 3. Уроки общеметодологической направленности 4. Уроки развивающего контроля
Критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. -Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. - Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. - Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. - На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). - Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. -Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. - Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. - Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. - Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. - На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Технологическая карта урока включает в себя: Название темы Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Тип урока (учебного занятия), определяющий технологию изучения указанной темы Описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты на достижение которых направлено то или иное задание
Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Зад ани е базового уровня Зад ани е повышенного уровня Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельности Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельности Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельности
Анализ и самоанализ урока 1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи: использование известных знаний, способов работы детей; формы организации учебной работы учащихся; создание условий для активной (пассивной) позиции ученика; позиция учителя и его роль на данном этапе; использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. 5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Так что же для нас современный урок ? это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Пожелание коллегам: Учитель! Труд твой кропотливый, С каким трудом еще сравнишь? Ты словно сеятель над нивой, Бесценный урожай растишь! Ты будто первооткрыватель, Ведешь по жизни молодежь, Ты в тоннах знаний, как старатель, Крупицу золота найдешь!
Хороших Вам уроков!