Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров Учитель математики Ёркина Анна Михайловна
Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. На реализацию этой задачи нацелена технология деятельностного метода.
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания - это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применение методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Цель исследовательского метода - «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель открытия или изобретения. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.
А(0;1), В(0;-2), С(0;5), Д(0;-4) А(3;0), В(-2;0), С(2;0), Д(-1;0) А(2;5), В(1;3), С(3;4),Д(2;1) А(-3;-3), В(-2;-5), С(-1;-4), Д(-4;-7) А(-2;5), В(-1;3), С(-4;1), Д(-5;2) А(7;-3), В(4;-2), С(2;-4), Д(1;-5)
По какому принципу точки объединены в группу? Как расположены данные точки в координатной плоскости? Сформулируйте зависимость между значениями координат и расположением точек в координатной плоскости
a=0 b 0 ось ординат a>0 b>0I четверть a 0II четверть a<0 b<0III четверть a>0 b<0IV четверть a 0 b=0 ось абсцисс
Урок- открытие. Три основных этапа организации исследовательской работы с учащимися: 1. Формирование понятий. 2. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий. 3. Объяснение новых фактов на основе свойств.
УЧЕНИКАМ 10 КЛАССА БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА: ВЫЯСНИТЬ, СТРОГО ЛИ ВЕРТИКАЛЬНЫ СТЕНЫ В КАБИНЕТЕ МАТЕМАТИКИ. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ ИНСТРУМЕНТОВ И КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ :
Алгоритм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики: 1. Постановка проблемной задачи. 2. Построение математической модели или работа с готовой моделью. 3. Обнаружение закономерностей, выдвижение гипотезы. 4. Проверка гипотезы. 5. Выводы. 6. Включение «новых» знаний в систему знаний. 7. Построение перспективного плана применения «новых» знаний для решения задач.