Элективное занятие по русскому языку. Тема: Особенности употребления средств выразительности речи. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно- выразительных свойствах русского синтаксиса: градация и инверсия. Класс: 11 Учитель: Замига Е.Ф.
Данные ФИПИ (результаты 2010 года)
Результаты уч-ся 11А Компетенция Часть сложности Проверяемое содержание Средний процент выполнения Лингвистическая Часть 1 (А)Морфология А1172% Синтаксис А8-А1048% Часть 2 (В)Речеведение А6-А767% Словообразование В155% Морфология В236% Синтаксис В3-В639% Речеведение В7-В835%
Проверочный тест 1. В каком варианте ответа названы только фигуры речи? 1) метафора, риторический вопрос 2) эпитет, сравнение 3) инверсия, литота 4) риторическое обращение, градация 2. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению? 1) риторическое обращение 2) риторический вопрос 3) риторическое восклицание 4) умолчание
Проверочный тест 3. Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью. (Н. С. Лесков). Данная стилистическая фигура ( от греческого остроумно-глупое) соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: 1) оксюморон 2) градация 3) эллипсис 4) парцелляция
Тест по теме 4. Стилистический прием, состоящий в расчленении, делении предложения на ряд самостоятельных, произвольных частей - 1) парцелляция 2) градация 3) инверсия 4) параллелизм 5. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. 1) многосоюзие 2) градация 3) эллипсис 4) парцелляция
Градация Градация – стилистическая фигура, представляющая собой синтаксическую конструкцию, в которой выразительные средства (однородные эпитеты, сравнения, развернутые метафоры) последовательно наращиваются или наоборот ослабляются.
Градация Восходящая Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков) Нисходящая Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О.Бергольц)
Примеры градации. «Не жалею, не зову, не плачу». (С.Есенин) «В сенат подам, министрам, государю». (А.Грибоедов) «Не час, не день, не год уйдет». (Е.Баратынский) Ради ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир.
Инверсия Это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов,с целью усилить выразительность речи. Повышение экспрессивности речи – задача инверсии.
Примеры инверсии. «Досадно было, боя ждали». (М.Ю.Лермонтов) «Тут сгорел мой приятель со стыда». (И.С.Тургенев) «Сначала очень была огорчена». (А.С.Пушкин) «Изумительный наш народ». (И.Эренбург)
Определите стилистические фигуры. 1. Я вас прошу, умоляю, - требую! 2. «Не бог, не царь, и не герой»… 3. Помогла им чистейшая случайность. 4. «Преданья старины глубокой»… 5 «Чуть живую, горбатую, совсем седую». 6 «Стоят угрюмых гор вершины»…
Ответы: 1,5 – восходящая градация; 2 – нисходящая градация; 3,4,6 – инверсия; 3 и 6 (подлежащего и сказуемого) 4 (согласованного определения)
Примените полученные знания! Сборники для подготовки к ЕГЭ Вариант 5, стр.49-52, задание В8
Рекомендации: Повторить термины по таблице Выполнить задание В8 вариант 8