Тема: «Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке». Место проведения: МОУ СОШ с. Хрущевка. Дата проведения: октябрь 2010 года. План заседания: «Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке»./Т. А. Проскурина/. Открытый урок «Значение темперамента в профессиональном самоопределении». /Т. А. Проскурина/. Самоанализ и анализ урока. Система оценивания результатов презентации проектов, выполнения практических работ и тестирования на всероссийской олимпиаде школьников по технологии. ̸ Т. А. Проскурина ̸. Выступление «Об участии в научно-практической конференции». /И. В. Саввина/. Мастер-класс «Бумажная пластика»
Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке В современных условиях выпускник школы должен быть самостоятельным, инициативным, упорным в достижении целей.
Активное обучение свобода и активность, оригинальность и творческий подход, открытие, самостоятельность, критическое мышление, общение и совместная работа, жизненные задачи, оценка своей работы и других.
Генерация Радость Упражнения Поиск Противоречия Опыт Воодушевление Активность Ясность Результат Актуальность Ближайшее развитие Отношение Творчество Анализ
Чему учит групповая работа? Сотрудничать Ставить вопросы Решать проблемы Договариваться Распределять роли и ответственность Слушать других Убеждать других Отвечать за себя
Деление на группы В идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи
«Плюсы» групповой формы работы Повышается учебная и познавательная мотивация учащихся. Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
«Минусы» и трудности организации групповой работы Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Трудно оценить работу отдельного ученика.
Мозговой штурм Используется для генерации идей. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря). После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на уроках по разным темам (например, при изучении правил техники безопасности, при составлении рецептов кулинарных блюд, технологической карты).
Пример использования игры Рассказ на одну букву Перечислите профессии, которые начинаются на одну букву Пекарь, парикмахер, педагог, писатель, поэт, предприниматель, портной. Воспитатель, водитель, врач, водолаз, визажист, ветеринар, винодел.
Открытие При моделировании швейных изделий предлагается модель, а группы представляют свой вариант моделирования.
Группы по интересам Деление на группы происходит по интересам. Например, при изучении темы «Бюджет семьи» учащиеся делятся на мыслителей, поэтов, дизайнеров... Каждая группа получает свое задание на закрепление.
Совет Бюджет Расход Доход Сто лет Без бед Мама работает учителем и получает р., папа – экспедитором и получает р., бабушка – пенсионер (пенсия = 7600 р.). На питание семья тратит 9000 р., на проезд и бензин – 2100 р., плата за обучение дочери в институте составляет 7000 р. в месяц, на моющие средства семья тратит 1100 р., на оплату коммунальных услуг – 4200 р. Семьей были приобретены одежда и обувь на сумму р., лекарства на 560 р. Мини- плакат «Как разумно вести семейный бюджет»
Снежный ком Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Мозаичная группа Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Каждая группа объясняет классу свою часть темы и отвечает на заданные вопросы.
Как подвести итоги? Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.