Урок 30 ТЕМА УРОКА:
Дать понятие о Великом Новгороде как втором центре древнерусской культуры, о мировом значении культуры Новгорода. Познакомиться с архитектурными памятниками Новгорода. Рассмотреть значение творчества Феофана Грека.
Это огромная территория, расположенная от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Ученые установили, что Новгород возник в 9 веке благодаря выгодному географическому положению. Город строился на двух берегах Волхова, соединённых Великим мостом. Именно здесь сходились в кулачных боях жители лево- и правобережья.
Центром духовной жизни Новгорода был Кремль, включавший в себя Софийский собор Новгородский Софийский собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром в 1045 – 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики, Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода. СОФИЙСКИЙ СОБОР
Монументальный массив храма увенчан пятью куполами. В древности собор был покрыт свинцовыми листами. Только средний купол уже в ХV веке был обит позлащенной медью. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому.
Мощи В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIIIXIX вв. Крест главного купола и легенда о голубе На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119 г. ) является наиболее развитым воплощением типа княжеского храма (хотя и возведенного князем в монастыре). Представляющий собой тот же сплав киевской традиции и подражания Софии Новгородской, он больше Софийского собора (ширина центральных нефов такая же, боковые шире) и, что является главным, значительно усложнен и индивидуализирован творческой волей зодчего мастера Петра. Стремление подчеркнуть структурность и пространственность здания привело к удивительной ясности и выверенности композиции. Внутри храма совершенно нет ощущения затемненности, которая, хотя и в небольшой степени, давала себя знать в Никольском и Софийском соборах. Все соотношения форм приобрели
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный трехапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов ХХ века. Храм СПАСА на НЕРЕДИЦЕ
Красота и самобытность храмовых «богатырей», прочно стоящих на бескрайних новгородских землях, сочеталась и дополнялась их внутренним убранством –
14 век стал подлинным «золотым веком» новгородской живописи.
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Феофан Грек
Феофан Грек - один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось Христос Вседержитель. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречиху", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте лет. На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.
Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.
. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину.
Известно, что именно живопись новгородских церквей пострадала более всего от разорительных войн и пожаров. Символом МУЗЫКАЛЬНОГО Новгорода на все времена стало звучание КОЛОКОЛА. Неслучайно царь Иван III, покорив новгородское княжество, вывез вечевой колокол в Москву, где приказал его перелить.
Домашнее задание: Выполнить рисунок или составить кроссворд по теме «Художественная культура Древней Руси» Составить презентацию или подготовить доклад по данной теме.