П РОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ «Экология образовательного пространства Реализация программы «Экология образовательного пространства в МАОУ «СОШ 42» 22 января 2013 г. М. А Семёнова, зам. директора по УР
У ЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ Линии сравнения I ступень II ступень 1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл. 8 кл. 9 кл. До 50-х г.г. Недельная нагрузка Ежедневное кол-во уроков Время для выполнения домашнего задания 1-1,51, Внеурочная деятельность 0,511, Продолжительность учебного дня 7 час.7-9 часов е г.г. Недельная нагрузка Ежедневное кол-во уроков Время для выполнения домашнего задания 1-1,51,5-2 ч ,5 Внеурочная деятельность 1 – 1,51,5 – Продолжительность учебного дня 6 – 6,58-9 От 9 до 12,5 часов 90 –е – 2000 г.г. Недельная нагрузка Ежедневное кол-во уроков Время для выполнения домашнего задания- 1 -1, ,5 2,5 Внеурочная деятельность 1 – 1,5 До 2-х часов Продолжительность учебного дня От 5 до 6 часов 8 -9 часов До 10 часов ФГОС Недельная нагрузка Ежедневное кол-во уроков Время для выполнения домашнего задания-1,5 222,5 3,5 Внеурочная деятельность Продолжительность учебного дня 5-6 ч.6-7 ч ч. 7-8 ч. 8-9 ч ч ч
Н АПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ Направления здоровьесберегающей деятельности ОУ Внутришкольная среда Организация учебного процесса Организация двигательного режима и физкультурно- оздоровительной работы Динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская работа с родителями и специалистами ОУ Организация системной работы
О СНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЕРВОГО НАПРАВЛЕНИЯ – СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Приведение школьной среды в соответствии с Сан Пин (классные кабинеты, рекреации, столовая, туалеты, умывальники), рациональный подбор мебели, оснащение спортивного зала, рациональная организация питания учащихся. Исключение действия звуковых раздражителей – монотонных, неприятных длительно или периодически существующих (сигналы автомобильного транспорта, работа люминесцентных ламп, вентиляционных установок и т.д.). Соблюдение воздушно - теплового режима, осуществление проветривания учебных помещений. Правильное использование естественного и искусственного освещения. Применение рекомендаций видео экологов при оформлении интерьера. Для классных помещений младших школьников необходимо использовать цветовую гамму, создающую теплую жизнерадостную обстановку, для старших – деловую атмосферу, способствующей сосредоточенной работе. Выполнение регламента продолжительности работы школьников на ПК
В ТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ МИНИМИЗАЦИЮ ШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - стрессовая педагогическая тактика; -несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся; - интенсификация учебного процесса; -нерациональная организация учебного процесса
Р АЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (домашние задания) учащихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование только методик, прошедших апробацию, утверждённых методическим или педагогическим советом ОУ); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех гигиенических требований к использованию технических средств в обучении; организовывать ГПД в соответствии с требованием к режиму работы ГПД; Рациональная организация учебных и внеурочных занятий создаёт условия для снятия перегрузки, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение
Г ИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА п/ п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный Недостаточно рациональный нерациональный 1Плотность урока (% времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу) Не менее 60% и не более 75-80%85-90 %Более 90% 2Количество видов деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут минут Более 15 минут 4Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин.Смена через мин.Смена через минут 5Количество видов преподавания Не менее трёх 21 6Чередование видов преподавания Не позже чем через мин.Через мин.Не чередуются 7Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2-31 нет 8Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими требованиями С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9Чередование поз учащихся Позы чередуются в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза учащихся не контролируется учителем. 10Наличие, место. Содержание и продолжительность физкультминуток На 20-й и 35-й минутах урока по 1 мин. Состоит из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Одна физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью. Отсутствуют. 11Психологический климат Преобладают положительные эмоции.Имеются случаи отрицательных эмоций. Преобладают отрицательные эмоции. 12Момент наступления утомления учащихся, определяемый по снижению учебной деятельности Не ранее чем на 40-й минуте.Не ранее чем на й минуте. До 30-й минуты.
О СНОВНАЯ ЗАДАЧА 3- ГО НАПРАВЛЕНИЯ – РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ введение 3-го часа физкультуры во всех классах; полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья; организацию динамической паузы между 3-м и 4- и уроком в начальной школе; создание условий для работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий
Ч ЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : реализацию в работе ОУ образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; лекции, беседы, индивидуальные консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников. Акций и т.п
П ЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья учащихся, их обсуждения с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса, что позволяет наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры; использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, зрения и т.п.). привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей
С ТАТИСТИКА ШКОЛЫ параллель Кол-во уч-ся 1 гр.2 гр.3 гр.4 гр. 1-е классы 11232/28,5%74/66,1%5/4,5%1/0,9% 2-е классы 10319/18,4%74/71,8%9/8,7%1/0,9% 3-е классы 10239/38,253/51,9%9/8,7%1/0,9% 4-е классы 8525/29,4%48/56,5%12/14,1- всего /28,6%249/61,9%35/8,7%3/0.8% 5-е классы 9922/22,2%70/70,7%7/7,1%- 6 е классы 8818/20,5%56/63,6%13/14,8%1/1.1% 7-е классы 8222/26,9%46/56,1%13,8%1/1,2% 8-е классы 8517/20%54/64%10/12%4/4% 9-е классы 9324/25,9%53/56,8%15/16,1%1/1.8% всего /23%279/61,7%58/12,9%7/1,6% 10-е классы 6617/25,8%38/57,5%9/13,6%2/3,1% 11 классы 8621/24,4%44/51,3%19/22,1%2/2,2% Всего 15238/25%82/54%28/18,4%4/2,6% Итого /25%610/61%121/12%14/2%
С ОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ _____ КЛАССА Хронические заболеванияФ.И. ученика Врожденные пороки Заболевания сердечно-сосудистой системы Заболевания органов дыхания Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное) Заболевания эндокринной системы Заболевания нервной системы Аллергические и кожные заболевания Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата Лор-заболевания Нарушения зрения, слуха Кариес Травмы Перенесенные оперативные вмешательства Иное Карта здоровья