Формы психологической и педагогической работы при создании портфолио в начальной школе Педагог-психолог Шаркевич М.Б.
Портфолио ученика решает следующие задачи: Портфолио ученика решает следующие задачи: o развитие мышления и воображения; o повышение уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности; o поиск одаренных детей и создание условий для их самореализации;
Портфолио ученика как средство диагностики личностного развития ученика Большая часть материалов, содержащихся в портфолио, побуждает ребёнка к рефлексии, самооценке, самоконтролю, формируя, таким образом, важнейшие личностные качества: Большая часть материалов, содержащихся в портфолио, побуждает ребёнка к рефлексии, самооценке, самоконтролю, формируя, таким образом, важнейшие личностные качества: Самостоятельность Самостоятельность Активность Активность Ответственность Ответственность Креативность Креативность Кругозор Кругозор Сбалансированную самооценку. Сбалансированную самооценку.
Работа над портфолио неизбежно предполагает: Процесс осмысления своих достижений; Процесс осмысления своих достижений; Формирование личного отношения к полученным результатам; Формирование личного отношения к полученным результатам; Осознание своих возможностей. Осознание своих возможностей.
Формы психологического сопровождения портфолио Диагностика Диагностика Развивающая работа (индивидуальная и групповая) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) Консультирование Консультирование Просвещение (работа с педагогами и родителями Просвещение (работа с педагогами и родителями
Методики психологической диагностики: Тесты цветового выбора Люшера Тесты цветового выбора Люшера Цветопись Лутошкина Цветопись Лутошкина Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи», «С кем я дружу?», «Что мне нравится в школе?» Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи», «С кем я дружу?», «Что мне нравится в школе?» Тест Тулуз-Пьерона Тест Тулуз-Пьерона Мотивация Лускановой Мотивация Лускановой «Самооценка качеств» «Самооценка качеств» Методика А.И.Липкиной «3 оценки» Методика А.И.Липкиной «3 оценки» Тест Школьной тревожности Филлипса Тест Школьной тревожности Филлипса
Цель: выявить динамику изменения отношения к уровню развития собственных качеств и умений учащегося начальной школы. МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА КАЧЕСТВ» Шкалы («ЛЕСЕНКИ»): «Здоровье»; «Честность»; «Активность»; «Самостоятельность» ; «Вера в свои силы»; «Отношение к затруднениям» ; «Умение работать вместе»; «Умение учиться».
Цель: выявить динамические особенности личностных и групповых эмоциональных состояний на уроках, оценить эффективность воспитательных форм программы, различных ситуаций урока на настроение, эмоциональный фон и психологическую комфортность учащихся. Методика эмоционально-цветовой аналогии «Цветопись» (Автор Лутошкин А.Н.)
Анализ данных осуществляется по трем направлениям: Составление индивидуальных характеристик эмоционально- волевой сферы Составление индивидуальных характеристик познавательной сферы Анализ информации по классу в целом
Выводы: Портфолио учащегося- База к успешному обучению в начальной школе База к успешному обучению в начальной школе Подготовка к переходу в среднее звено Подготовка к переходу в среднее звено Условия для всестороннего развития познавательных и творческих возможностей школьников Условия для всестороннего развития познавательных и творческих возможностей школьников
Работа над портфолио в начальной школе – это первый этап долгосрочного проекта, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика