Экспериментальная психология: эмпирические методы исследования Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Advertisements

Экспериментальная психология: психологический эксперимент Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012.
Тема 3. Общие подходы к проблеме принципов и методов этнопсихологических исследований Принципы этнопсихологии определяют общий подход к объяснению всех.
Вводят какой-либо элемент в контролируемые условия и измеряют эффект его влияния на мысли или действия испытуемого Выбирают группу, обладающую определенными.
Организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи.
1 Понятия выборочного исследования Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
1. Сущность выборочного наблюдения, причины и условия его применения. 2. Теоретические основы выборочного наблюдения. Виды и способы отбора единиц в выборочную.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
Методы, применяемые в естествознании
Минаева Татьяна Александровна Демьяненко Ирина Николаевна.
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Транксрипт:

Экспериментальная психология: эмпирические методы исследования Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012

План 1. Классические подходы к классификации методов экспериментальной психологии. 2. Понятие и виды эмпирических методов. 2.1 Наблюдение. 2.2 Контент-анализ. 2.3 Измерение. 3. Формирование экспериментальной выборки. Термины: рандомизация (R), элиминация, корреляция (K), зависимая переменная, независимая переменная, репрезентативность, скрининг.

Понятийный (методологический) аппарат исследования 1. Актуальность исследования. 2. Проблема исследования. 3. Цель. 4. Объект. 5. Предмет. 6. Гипотеза. 7. Задачи исследования. 8. Методологическая основа. 9. Методы. 10. Организация исследования. 11. Научная новизна. 12. Теоретическая и практическая значимость…

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву I. Организационные методы. 1.1 Сравнительный (сопоставление групп). 1.2 Лонгитюдный. II. Эмпирические методы. 2.1 Интроспекция и экстероспекция. 2.2 Экспериментальные и неэкспериментальные методы. 2.3 Психодиагностические методы. 2.4 Праксеометрический метод. 2.5 Биографический метод. III. Методы обработки данных (количественные и качественные). IV. Интерпретационные методы (генетический, типологизация).

Классификация психологических эмпирических методов (по В.Н. Дружинину) Идеографич е-ский подход Номотети -ческий подход

Продолжение: Эмпирические методы в экспериментальной психологии (по В.Н. Дружинину)

2. Понятие и виды эмпирических методов 2.1 Метод наблюдения Виды наблюдения: включенное/ невключенное; сплошное/ выборочное; несистематическое/ систематическое Характеристики метода: Непосредственная связь наблюдателя и объекта. Пристрастность (эмоциональная окрашенность). Сложность/ невозможность повторного проведения. Проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.

Этапы наблюдения 1. Определение предмета и объекта наблюдения. 2. Выбор вида наблюдения и способа регистрации данных. 3. Составление плана наблюдения (ситуации, объект, время). 4. Выбор метода обработки данных (математические методы в психологии). 5. Производится обработка и интерпретация полученной информации.

Типичные ошибки наблюдения 1. Эффект (ошибка) первого впечатления (ареола) (обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий, определяет восприятие и оценку дальнейшего поведения). 2. Эффект снисхождения (тенденция всегда давать «+» оценку происходящему). 3. Ошибка центральной тенденции (стремление давать усредненную оценку). 4. Ошибка корреляции (оценка одного признака дается на основании другого). 5. Ошибка контраста (склонность выделять черты, противоположные собственным).

2.2 Контент-анализ Наиболее строгий метод анализа документов. Выделяются единицы анализа и подсчитываются (квантифицируются) полученные данные. Единицы анализа: - Слово (термин, символ). - Суждение, мысль. - Тема. - Персонажи…

2.3 Метод измерения Вид эмпирического исследования, выявляющего качественные и количественные характеристики объекта (множества объектов) с помощью внешних средств (приборов, тестов и пр.). - Позволяет объективизировать процесс исследования. - Невозможно установить причинно-следственные связи. - Устанавливаются количественные связи между параметрами (корреляция - соответствие). - Корреляционное исследование направлено не на установление причинно-следственных отношений между переменными, а на выявление зависимости между двумя и более переменными. Не может доказать наличие причинно-следственных отношений, но может доказать их отсутствие.

Корреляционное исследование Предполагает установление количественных связей между различными свойствами объектов. Подтверждается / опровергается связь между переменными. Переменные – параметры реальности, которые изменяются и/ или могут изменяться в корреляционном исследовании. Независимые переменные – изменяемые экспериментатором. Зависимые переменные – изменяемые под влиянием изменений независимой переменной. Внешние (побочные) переменные – источник погрешности; недоступные управлению, но влияющие на зависимые переменные.

Взаимодействие переменных Это изменение зависимой переменной под влиянием нескольких независимых переменных в ходе эксперимента. Существуют 3 вида взаимодействия: - Нулевые (k=0), - Расходящиеся (k= -1), - Пересекающиеся (k=1).

Связи между переменными: Прямая корреляционная связь (уровень Х соответствует уровню У и изменяется в соответствии с ним). Корреляционная связь, обусловленная третьей переменной. Случайная корреляция. Корреляция, обусловленная неоднородностью выборки.

Контроль переменных (Мак Гиган, 1993) (т.е.исключения влияния внешней переменной)

3. Формирование экспериментальной выборки Популяция или генеральная совокупность - вся совокупность потенциальных испытуемых, которые м.б. объектами данного исследования. Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в эксперименте с помощью определенной процедуры. Отсеивание (скрининг) - предварительный отбор испытуемых по заданным признакам, например: уровню интеллектуального развития, состоянию психического или соматического здоровья и т. д.

Требования к выборке: Делится на экспериментальную и контрольную группы. Состав должен моделировать (репрезентовать) генеральную популяцию. Репрезентативность (качественное и количественное представление популяции, эквивалентность экспериментальной и контрольной групп).

Техника рандомизации (R) Стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе членов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении по экспериментальным и контрольным группам. Обеспечивает внутреннюю валидность, контролирует эффект смешения. Каждому представителю присваивается индекс, а потом отбор в группу проводится в случайном порядке.

Способы конструирования (дизайна) экспериментальных групп 2 группы (экспериментальная и контрольная) ставятся в разные условия. Исследуется одна экспериментальная группа в экспериментальных и контрольных условиях. Метод «парного дизайна». Для каждого испытуемого подбирается эквивалент из другой группы. Группы становятся похожими по составу (лучше, чем 2). Смешанный.

План эксперимента Экспериментальная группаR T (Q) 1 X T (Q) 2 Контрольная группаR T (Q) 1 T (Q) 2

Желаю Вам успехов в учёбе!