НООСФЕРНЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕМЁНОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
Экологическая культура – один из критериев нравственности человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКОКРЕАТИВ» Автор-составитель: Клюкина Светлана Анатольевна учитель технологии первой квалификационной категории.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Коэволюция природы и общества Стратегические Условия Сохранения Жизни: Согласование «стратегии» развития человека со «стратегией» развития биосферы Согласование.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Транксрипт:

НООСФЕРНЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕМЁНОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

Необходимостью перехода нравственного состояния существующей цивилизации человечества на более высокий духовно- нравственный потенциал, что обеспечит эволюционное движение. Переход предъявляет новые требования к воспитательному процессу в системе образования, по замечанию А. И. Субетто: «мир человечества вступил в эпоху великого эволюционного перелома… в виде управляемой социоприродной – ноосферной эволюции»

Ноосферный процесс ставит перед человечеством задачу необходимости развития духовно- нравственного воспитания, которая должна реализоваться, прежде всего, в системе образования За рамками проблематики нравственного воспитания личности остается проблема совокупности и единства значения ноосферного мировоззрения и значения качества мысли, как основополагающих факторов человека грядущей эпохи

Воспитание В.А.Сухомлинский указывает, что «Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка, многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления» Духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается как интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства

Ноосферный подход Ноосферный подход в нравственном воспитании – это целенаправленный процесс формирования личности, воспринимающей мир как глобальную, высокоорганизованную космоодухотворенную экосистему, выстраивающей отношения с окружающим миром на основе синтеза нравственных представлений и духовных смыслов, выработанных человечеством в процессе эволюции

Ноосферая концепция В.И.Вернадский научно доказал, что развитием биосферы управляет научная мысль человечества. Суть ноосферной концепции – «в согласованном и гармоничном развитии природы и человеческого общества, которое возможно лишь в процессе нравственного преобразования человечества».

принцип Единого поля В силу принципа Единого поля, человек рассматривается как часть космической энергии, под воздействием научной мысли человечества происходит преобразование живого вещества биосферы с последующим переходом ее в качественно новую систему – в ноосферу. Духовное наполнение мироздания – естественный энергетический процесс развития Космоса

реализации духовно-нравственного воспитания разработана и обоснована рабочая программа нравственного воспитания студентов колледжа на основе ноосферного подхода, основанная на принципах единства и взаимозависимости человека с окружающим миром, глобализации, нравственного экологического императива. Реализация рабочей программы проходила на базе Каменск-Уральского политехнического колледжа.

стратегический вектор определяем социальный заказ на формирование у молодежи нравственных ценностей как базового компонента воспитанности в условиях развития общества по пути устойчивого развития. Оперативный вектор сформулированной цели включает в себя формирование личности будущего специалиста с нравственно ценностными ориентациями на основании ноосферного подхода, выступающими регуляторами поведения в его личностном и профессиональном развитии.

процесс достижения использовали межпредметный вариант распределения необходимого для реализации поставленных задач содержания по учебным дисциплинам: «Основы философии», «Экологические основы природопользования», «Основы этики», «Информационная культура», «Обществознание», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», факультатив «Нравственная культура в системе ноосферного образования».

Методическая часть Для реализации воспитательного потенциала на основе ноосферного подхода использовались следующие методы: 1) опора на понятийные представления об основных факторах равновесия мира в аспекте их содер­жательно- смысловой связи с социокультурными ценностями человеческого общества; 2) включение студентов в активную художественно- эстетическую деятельность 3) включение студентов в воспитательную деятельность на основе космоноосферных духовно-нравственных принципов, являющихся основой ноосферного подхода.

На микроуровне (в рамках колледжа) Использовались различные виды воспитательной работы, связанной с проблемами современного воспитания и формирования у студенческой молодежи духовно-нравственных ценностей, основ здорового образа жизни. В колледже прошли разнообразные лектории, семинары, конференции на разнообразные темы, среди которых: «Экология человеческих отношений»; «Отношение между родителями и детьми»; «Профессиональное самоопределение человека»; «Отношение к самому себе (внутренний самоанализ)»; «Воспитание – создание лучших человеческих отношений» и др.

Макроуровень включает явления широкого образовательного и воспитательного пространства: коллективные просмотры с последующим обсуждением фильмов с космической тематикой, о проблемах экологии планеты Земли и экологии местного региона, фильмы о выдающихся личностях с высоким уровнем нравственности, высокой ответственностью за судьбу своего народа, за будущее государства.

Итоговая часть заключает результат, выражающийся в становлении личности будущего специалиста с нравственно ценностными ориентациями. Для проверки эффективности предложенной модели была организована и осуществлена опытно- поисковая работа, которая проходила на базе Каменск-Уральского политехнического колледжа. В соответствии со спецификой воспитательной работы на основе ноосферного подхода мы выделили критерии: совокупность когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностно- практического компонентов обеспечивает формирование соответствующих социально- психологических качеств личности.

когнитивный критерий знания студентов об нравственных категориях, общечеловеческих ценностях на основании ноосферного подхода приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний по нравственной проблематике на основе космоноосферной, философской литературы

деятельностно-практический критерий активизация воспитательной работы со студентами, включение их в разнообразные формы внеаудиторной деятельности, применение методов активного освоения принципов духовно- нравственного воспитания студентов на основе ноосферного подхода, дало возможность воплощения полученных знаний на практике

мотивационно-ценностный критерий разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей через различные виды нравственной деятельности, что привело к пониманию значимости освоения воспитательного потенциала ноосферного подхода

Заключение На основе анализа ценностных доминант в современном общественном сознании, связанных с идеями развития ноосферной цивилизации, выделены характеристики наиболее эффективной в современном обществе ноосферно ориентированной личности, которые определяются: духовно-нравственным отношением к окружающему природному и социальному миру, чувством личной ответственности за состояние окружающей социоприродной среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы

Спасибо за внимание