Старожильческая традиционная народная культура Белореченского района
Тема: «Мастера кузнечного ремесла». Выполнил: ученик 8 «Б» МОУ СОШ 2 Власов М.А. Руководитель: Шокова О.А. - учитель кубановедения МОУ СОШ 2
Кованное – значит настоящее, значит, что с силой рук кузнеца, его умением и жаром горна, в ограде или узоре оконной решетки, Вы получили многовековой секрет человечества, сделавший его сильным! Цели: 1.Дать первичные сведения о кузнечном ремесле и истории развития; 2.Познакомиться с мастером кузнечного дела в Белореченске. 3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани, написании творческих работ; 4.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.
Кузнечное ремесло наряду с гончарством и ткачеством можно отнести к числу основополагающих занятий древней цивилизации. С тех пор, как люди научились ковать железо, буквально все искусственные предметы, которые окружают человека, включая орудия труда и орудия войны, делались либо из железа либо по меньшей мере с помощью железа. Обработанный металл - это древнейший и верный спутник человечества. Открытие его свойств и применение их в быту и борьбе за выживание определили успех людей, сделали их более сильными и закономерно заняли целую эпоху, определившую скачек в развитии цивилизации. «Железный Век», названный так в благодарность за значимое открытие.
На Руси кузнечное ремесло было известно еще с глубокой древности. Из-под молота кузнеца выходили самые разнообразные изделия: от подковы для коня до меча и щита воина, от предметов интерьера до оконных решеток, напоминающих тонкие кружева.
В древние времена труд кузнеца ассоциировали с творчеством художника по металлу. Естественно, родилось это ремесло исключительно с целью создания предметов бытовой необходимости. Однако с развитием общей культуры человека ремесленники стали изготавливать предметы обихода с украшениями. Так кузнецы постепенно становились действительно художниками, а точнее скульпторами по металлу.
Чем же удивительна и сложна ковка, превращающая застывший металл в предмет искусства? Художественная форма придается металлу посредством ударов молота, причем, существует, как холодная ковка, распространенная в тонкой работе ювелиров, так и работа с раскаленными заготовками. Металл нагревают в специальной печи-горне до 1000 или более градусов и куют на наковальне: закручивают, осаждают, сгибают, набивают рельеф, вытягивают, а затем, воронят или травят для придания поверхности особых свойств и оригинального внешнего вида.
Технология ковки, позволяла делать прочно и красиво флюгера, ворота, посуда и мебель, оружие и многое другое. Оттачивая технику, а не технологию, современные кузнецы научились в считанные минуты создавать то, что по праву именовалось раньше «привилегией королей» и было доступным немногим.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кузнечное ремесло - не из легких. Даже обыкновенную подкову выковать и то требуется мастерство. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла.
Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная. В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки.
Кованые изделия окружают нас повсюду.
Кованые ворота и окна красивейших зданий города, заборы, люстры, лестничные и балконные ограждения, перила, фонари, кованая мебель - все эти предметы превращаются в настоящие произведения искусства, если украшены ковкой.
. В художественной ковке всегда ценился индивидуальный почерк мастера. Современные технологии ковки значительно облегчили и ускорили процесс изготовления кованых изделий. Однако неизменным осталась стремление создать оригинальные и неповторимые предметы.
Кисляков Сергей Алексеевич - мастер кузнечного дела в Белореченске. У наковальни стоит уже больше 30 лет. Впервые с работой кузница Сергей Алексеевич соприкоснулся в 80-х годах, придя на завод железобетонных изделий (ЖБИ). Он стажировался у мастеров кузнечного дела и на то, чтобы выйти из разряда молотобойцев, ему потребовалось всего 2 года, и только потом он получил звание кузнеца. Потом Сергей Алексеевич работал в «Промэкскавациии» даже сегодня пользуются его услугами, мельчайшая деталь, какие-то запчасти - всегда вызывают его. И сегодня мастер кузнечного дела работает на дому, выполняет любые заказы: от изготовления болтов и гаек до художественной ковки железных украшений.
Сабли, шашки и лядунки казачьих полков Кисляков Сергей Алексеевич реставрирует сабли, шашки казачьих полков не уступая мастерам XIX века. Оружие казаков отличались большим мастерством художественной обработки металла и дерева, а также высоким качеством технического исполнения оружия. В 19 в. казачьи войска казаков были, как правило, вооружены саблями нерегламентированных образцов (1). Их носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей, с медным или железным прибором.
Шашка казачья нижних чинов. Такая шашка была присвоена нижним чинам всех казачьих частей. Встречались также произвольные клинки. Любой предмет, вышедший из-под молота кузнеца абсолютно уникален. Эстетика ковки способна удовлетворить даже самого придирчивого ценителя прекрасного.
Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.
Мастера – умельцы с большой любовью относятся к своему делу, природе, людям, чтят и укрепляют традиции Кубанской земли.
Спасибо за внимание!