Планирование методической работы ОУ в условиях перехода на стандарты второго поколения
2 Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительст РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования - Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
3 Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
4 Переход на новые стандарты - 1 От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия
5 Переход на новые стандарты - 2 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
6 Переход на новые стандарты - 3 Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах Уже в 2010 году будут введены новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности
7 Правовое поле стандартов Ст. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами
8 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
9 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
10 Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Ожидаемые изменения Новые образовательные стандарты Новая система оценки качества образования Новые организационно-правовые формы в общем образовании (автономные ОУ) Новые формы аттестации обучающихся Новые формы аттестации педагогических и руководящих работников
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования потребует подготовки следующих категорий работников: Учителей начальной школы – 280 тыс. - подготовить к : Восприятию новизны ФГОС Овладению методом деятельностной педагогики; Овладению методическим алгоритмом ФГОС. Директоров и завучей общеобразовательных школ – 80 тыс. подготовить к : Усвоению новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения Руководителей и специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием подготовить к: Созданию условий для внедрения ФГОС; Управлению процессом их внедрения на региональном и муниципальном уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС.2
Для того, чтобы осуществить обучение такого количества специалистов потребуется подготовить: Преподавательские кадры региональных ИПК для проведения курсов повышения квалификации; Методистов, руководителей муниципальных служб для осуществления методической поддержки процесса повышения квалификации и введения стандартов; Кадры региональных стажерских площадок, на которых будет происходить распространение опыта школ-лидеров по внедрению ФГОС. 3
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 2. Подготовка тренерского состава преподавателей из числа: ППС региональных учреждений системы ДППО; Преподавателей факультетов повышения квалификации высшей школы; Методистов муниципальных методических служб. 3. Подготовка управленческих и педагогических кадров, ответственных за введение ФГОС: Руководителей и специалистов субъектов РФ; Руководителей муниципальных методических служб. 5
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 4. Проведение экспертизы образовательных программ и их модулей. 5. Подготовка недостающих педагогов-тьюторов для проведения подготовки управленческих и педагогических кадров из числа ППС учреждений ДППО, вузов и методистов муниципальных методических служб. 6. Подготовка руководителей учреждений общего образования по вопросам управления введением новых ФГОС. 7. Подготовка руководителей и методистов муниципальных методических служб к организации работы с руководителями общеобразовательных учреждений и учителями по повышению их квалификации и внедрению новых стандартов на ступени начального общего образования. 8. Построение региональной системы аттестации педагогических и управленческих кадров по итогам ПП и ПК в вопросах введения ФГОС. 7
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования Исполнители: муниципальные методические службы и органы управления образованием, руководители стажерских площадок школ-лидеров. 1. Выявление образовательных запросов муниципальной системы и образовательных учреждений и формирование заказов системе ДППО на ПП и ПК управленческих и педагогических кадров по вопросам введения новых стандартов. 2. Организация работы площадок по диссеминации опыта введения ФГОС. 3. Методическое сопровождение процесса перехода на новые стандарты 4. Ориентация в информационных и образовательных ресурсах системы ПП и ПК. 5. Организация самостоятельной работы в межкурсовой период. 6. Организация аттестации кадров по результатам прохождения программ ПП и ПК. 8 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
17 Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)
18 Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация); сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов; дефицит информационно-методического и нормативно- методического обеспечения учителя к введению в ФГОС.
Содержание образовательных модулей повышения квалификации работников образования Модуль 1. Нормативное сопровождение реализации требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, результатам ее освоения и условиям реализации; Модуль 2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС; Модуль 3. Содержание образования в начальной школе в контексте Требований ФГОС; Модуль 4. Система оценивания результатов освоения образовательной программы учащимися. Диагностика результатов обучения.
20 Планируемые результаты начального общего образования; Учебный план начального общего образования; Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования; Примерные программы по отдельным учебным предметам начального общего образования; Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на основе концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 20 Для включения в план работы МО школы
2121 Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями ФГОС общего образования Компетентности, обусловленные требованиями к результатам освоения основных образовательных программ (Т1) Компетентности, обусловленные требованиями к условиям реализации основных образовательных программ (Т3) Компетентности, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ (Т2)
22 Требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют планируемые результаты начального общего образования Планируемые результаты являются не только составной частью, но и системообразующим основанием основной образовательной программы начального общего образования Требования к результатам задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования 22 В соответствии с Т1 при разработке плана РМО необходимо учитывать следующие особенности:
23 Планируемые результаты как системообразующая основа планирования и организации учебной деятельности R1R1R2R2R3R3Rn Организация работы с книгой Включение младшего школьника в ИКТ Организация работы с ЦОР Взаимодейст- вие ученика с учителем Организация работы с учебно- лабораторным оборудованием R4R4 23
24 Обучение учителей методике системной оценки достижения планируемых результатов личностные результаты метапредметные результаты (УУД) предметные результаты Кто и как измеряет?
25 соотношение части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; состав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе; соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объемы внеурочной деятельности обучающихся; направления воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию; технологию оценки результатов освоения основной образовательной программы 25 В соответствии с Т2 при разработке плана МО школы необходимо учитывать следующие особенности:
26 кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования финансовых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования информационно-методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования 26 В соответствии с Т3 при разработке плана МО школы необходимо раскрывать особенности следующих условий:
27 Планируемые результаты как основа функциональной структуры средств обучения R1R1R2R2R3R3Rn Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) Компьютерные и информационно- коммуникативные средства Цифровые образовате льные ресурсы (ЦОР) Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование Технические средства обучения R4R4 27
28 Традиционный подход к анализу урока Выявление цели урока Определение типа и вида урока Анализ деятельности учителя Проверка домашнего задания Анализ деятельности ученика Домашнее задание Общая оценка урока Выводы и рекомендации
29 Изменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся
30 Дети! Сядьте правильно!
31 Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
32 Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика
33 Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться; Эффективность урока в реализации задач духовно- нравственного воспитания; Деятельность учителя по развитию деятельности ученика. Основные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке (на этапе освоения идеологии ФГОС)
34 Ожидаемый результат – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся. овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
В 2010 г. новой информации будет создано больше, чем за предыдущие лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды 10 наиболее востребованных профессий в 2010 г. не существовали в 2004 году МИР СТАЛ ДРУГИМ … 35
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» «…. умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования» Доклад Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
Ключевые составляющие новой модели образования ориентация на способность не заучивать, а применять знания; реализация собственных проектов на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
Человек есть свой собственный проект Ж.П.Сартр
«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить…»
Профессиональное саморазвитие Новые образовательные технологии Исследовательская деятельность Достижения учащихся Критерии развития мобильности педагогов:
Эффективность управленческих решений Результативность инновационной деятельности и ОЭР Прогресс образовательного учреждения Активность в распространении педагогического опыта Открытость школы, развитие социального партнерства Критерии развития мобильности образовательных учреждений:
Реализация программы повышения квалификации Помощь ОУ в оценке результатов образовательной Программы Помощь ОУ в разработке образовательной Программы и формировании заказа на повышение квалификации учителей Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь… Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» Рефлексивно-оценочный Диагностический Подготовитель ный Деятельностн ый Программа «Новое поколение»
Инвариантный модуль «Современные проблемы образования» Инвариантный модуль «Введение в проблему создания стандартов второго поколения» Инвариантный модуль «Формирование универсальных учебных действий» Вариантный модуль «Практический семинар для учителей начальных классов» Вариантный модуль «Формирование культурного поля школьника» Вариантный модуль «Методика проектирования и использования ресурсов учебного назначения» Другие модули Модульная программа повышения квалификации