Планирование методической работы ОУ в условиях перехода на стандарты второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010.
Advertisements

Организация введения ФГОС начального общего образования Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования,
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС. 2 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансово- экономическое.
О ЗАДАЧАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
1 Особенности формирования федеральных перечней учебников на учебный год декабрь 2010 г.
Требования к работе учителя, предъявляемые стандартами второго поколения. МОУ НОШ – 2012 учебный год.
LOGO Add your company slogan УРОК по ФГОС. Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения.
Профессиональное развитие педагогов в структуре внутришкольной методической системы при переходе на ФГОС НОО Евтеева Л.Н., учитель начальных классов, руководитель.
L/O/G/O Научно-методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: основные положения апрель, 2010 год.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Транксрипт:

Планирование методической работы ОУ в условиях перехода на стандарты второго поколения

2 Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительст РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования - Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

3 Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

4 Переход на новые стандарты - 1 От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия

5 Переход на новые стандарты - 2 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности

6 Переход на новые стандарты - 3 Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах Уже в 2010 году будут введены новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности

7 Правовое поле стандартов Ст. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами

8 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)

9 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

10 Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Ожидаемые изменения Новые образовательные стандарты Новая система оценки качества образования Новые организационно-правовые формы в общем образовании (автономные ОУ) Новые формы аттестации обучающихся Новые формы аттестации педагогических и руководящих работников

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования потребует подготовки следующих категорий работников: Учителей начальной школы – 280 тыс. - подготовить к : Восприятию новизны ФГОС Овладению методом деятельностной педагогики; Овладению методическим алгоритмом ФГОС. Директоров и завучей общеобразовательных школ – 80 тыс. подготовить к : Усвоению новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения Руководителей и специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием подготовить к: Созданию условий для внедрения ФГОС; Управлению процессом их внедрения на региональном и муниципальном уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС.2

Для того, чтобы осуществить обучение такого количества специалистов потребуется подготовить: Преподавательские кадры региональных ИПК для проведения курсов повышения квалификации; Методистов, руководителей муниципальных служб для осуществления методической поддержки процесса повышения квалификации и введения стандартов; Кадры региональных стажерских площадок, на которых будет происходить распространение опыта школ-лидеров по внедрению ФГОС. 3

Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 2. Подготовка тренерского состава преподавателей из числа: ППС региональных учреждений системы ДППО; Преподавателей факультетов повышения квалификации высшей школы; Методистов муниципальных методических служб. 3. Подготовка управленческих и педагогических кадров, ответственных за введение ФГОС: Руководителей и специалистов субъектов РФ; Руководителей муниципальных методических служб. 5

Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 4. Проведение экспертизы образовательных программ и их модулей. 5. Подготовка недостающих педагогов-тьюторов для проведения подготовки управленческих и педагогических кадров из числа ППС учреждений ДППО, вузов и методистов муниципальных методических служб. 6. Подготовка руководителей учреждений общего образования по вопросам управления введением новых ФГОС. 7. Подготовка руководителей и методистов муниципальных методических служб к организации работы с руководителями общеобразовательных учреждений и учителями по повышению их квалификации и внедрению новых стандартов на ступени начального общего образования. 8. Построение региональной системы аттестации педагогических и управленческих кадров по итогам ПП и ПК в вопросах введения ФГОС. 7

Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования Исполнители: муниципальные методические службы и органы управления образованием, руководители стажерских площадок школ-лидеров. 1. Выявление образовательных запросов муниципальной системы и образовательных учреждений и формирование заказов системе ДППО на ПП и ПК управленческих и педагогических кадров по вопросам введения новых стандартов. 2. Организация работы площадок по диссеминации опыта введения ФГОС. 3. Методическое сопровождение процесса перехода на новые стандарты 4. Ориентация в информационных и образовательных ресурсах системы ПП и ПК. 5. Организация самостоятельной работы в межкурсовой период. 6. Организация аттестации кадров по результатам прохождения программ ПП и ПК. 8 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

17 Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)

18 Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация); сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов; дефицит информационно-методического и нормативно- методического обеспечения учителя к введению в ФГОС.

Содержание образовательных модулей повышения квалификации работников образования Модуль 1. Нормативное сопровождение реализации требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, результатам ее освоения и условиям реализации; Модуль 2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС; Модуль 3. Содержание образования в начальной школе в контексте Требований ФГОС; Модуль 4. Система оценивания результатов освоения образовательной программы учащимися. Диагностика результатов обучения.

20 Планируемые результаты начального общего образования; Учебный план начального общего образования; Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования; Примерные программы по отдельным учебным предметам начального общего образования; Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на основе концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 20 Для включения в план работы МО школы

2121 Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями ФГОС общего образования Компетентности, обусловленные требованиями к результатам освоения основных образовательных программ (Т1) Компетентности, обусловленные требованиями к условиям реализации основных образовательных программ (Т3) Компетентности, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ (Т2)

22 Требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют планируемые результаты начального общего образования Планируемые результаты являются не только составной частью, но и системообразующим основанием основной образовательной программы начального общего образования Требования к результатам задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования 22 В соответствии с Т1 при разработке плана РМО необходимо учитывать следующие особенности:

23 Планируемые результаты как системообразующая основа планирования и организации учебной деятельности R1R1R2R2R3R3Rn Организация работы с книгой Включение младшего школьника в ИКТ Организация работы с ЦОР Взаимодейст- вие ученика с учителем Организация работы с учебно- лабораторным оборудованием R4R4 23

24 Обучение учителей методике системной оценки достижения планируемых результатов личностные результаты метапредметные результаты (УУД) предметные результаты Кто и как измеряет?

25 соотношение части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; состав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе; соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объемы внеурочной деятельности обучающихся; направления воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию; технологию оценки результатов освоения основной образовательной программы 25 В соответствии с Т2 при разработке плана МО школы необходимо учитывать следующие особенности:

26 кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования финансовых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования информационно-методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования 26 В соответствии с Т3 при разработке плана МО школы необходимо раскрывать особенности следующих условий:

27 Планируемые результаты как основа функциональной структуры средств обучения R1R1R2R2R3R3Rn Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) Компьютерные и информационно- коммуникативные средства Цифровые образовате льные ресурсы (ЦОР) Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование Технические средства обучения R4R4 27

28 Традиционный подход к анализу урока Выявление цели урока Определение типа и вида урока Анализ деятельности учителя Проверка домашнего задания Анализ деятельности ученика Домашнее задание Общая оценка урока Выводы и рекомендации

29 Изменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся

30 Дети! Сядьте правильно!

31 Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа

32 Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

33 Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться; Эффективность урока в реализации задач духовно- нравственного воспитания; Деятельность учителя по развитию деятельности ученика. Основные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке (на этапе освоения идеологии ФГОС)

34 Ожидаемый результат – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся. овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

В 2010 г. новой информации будет создано больше, чем за предыдущие лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды 10 наиболее востребованных профессий в 2010 г. не существовали в 2004 году МИР СТАЛ ДРУГИМ … 35

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» «…. умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования» Доклад Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»

Ключевые составляющие новой модели образования ориентация на способность не заучивать, а применять знания; реализация собственных проектов на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Человек есть свой собственный проект Ж.П.Сартр

«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить…»

Профессиональное саморазвитие Новые образовательные технологии Исследовательская деятельность Достижения учащихся Критерии развития мобильности педагогов:

Эффективность управленческих решений Результативность инновационной деятельности и ОЭР Прогресс образовательного учреждения Активность в распространении педагогического опыта Открытость школы, развитие социального партнерства Критерии развития мобильности образовательных учреждений:

Реализация программы повышения квалификации Помощь ОУ в оценке результатов образовательной Программы Помощь ОУ в разработке образовательной Программы и формировании заказа на повышение квалификации учителей Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь… Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» Рефлексивно-оценочный Диагностический Подготовитель ный Деятельностн ый Программа «Новое поколение»

Инвариантный модуль «Современные проблемы образования» Инвариантный модуль «Введение в проблему создания стандартов второго поколения» Инвариантный модуль «Формирование универсальных учебных действий» Вариантный модуль «Практический семинар для учителей начальных классов» Вариантный модуль «Формирование культурного поля школьника» Вариантный модуль «Методика проектирования и использования ресурсов учебного назначения» Другие модули Модульная программа повышения квалификации