Организация проектной деятельности Автор: Слободина Н.А., учитель начальных классов МОУ Пижемская СОШ
И.С.Сергеев «Проект – это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация
Погружение в проект Организация деятельности Метод проектов Этапы Презентация результатов Осуществление деятельности Прежде чем начать работу с обучающимися по данному методу, изучаются индивидуальные способности, интересы, опыт каждого ученика, что помогает полнее учесть его интересы и подобрать посильную задачу, для того чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха.
Организация работы над проектом ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: принятие и обоснование задачи, идеи. - Определение темы проекта. -Поиск и анализ проблемы. -Постановка цели и задач проекта. Деятельность ученика Обсуждает тему. Определяет свои потребности. Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Деятельность учителя Предлагает тематическое поле. Мотивирует учащихся к обсуждению. Предлагает схемы анализа потребностей. Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему. Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
Исследовательский этап Цель: проектирование. Анализ имеющейся информации. Поиск информационных лакун. Деятельность ученика -Сбор и изучение информации. -Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), -построение алгоритма деятельности. -Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов. Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляет выбор. Осуществляет процесс планирования. Оценивает ресурсы. Определяет свое место (роль) в проекте. Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. Деятельность учителя Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. Организует процесс анализа альтернативных решений. Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Цель: реализация проекта. -Выполнение запланированных технологических операций. -Текущий контроль качества. -Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. Деятельность ученика Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем (экспертом). Деятельность учителя Наблюдает. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Отвечает на вопросы учащихся. Практический этап
Презентационный этап Цель: защита проекта. Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). Деятельность ученика Выбирает (предлагает) форму презентации. Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом). Деятельность учителя Выступает в качестве эксперта, т.е. задаёт вопросы и высказывает критическое замечание и пожелания (при презентации других групп/учащихся). Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Выступает в качестве эксперта.
Контрольный этап Цель: -оценка собственной деятельности. -Анализ результатов выполнения проекта. -Оценка качества выполнения проекта. -Оценивает как полученный продукт, так и собственное продвижение в проекте. -Организует ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль. -Оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся
Критерии оценки проекта значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования, обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом методе); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; уровень эстетики оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Учебный проект и его структура Проблема проекта Почему?(это важно для меня лично) Актуальность проблемы- мотивация. Цель проекта Зачем? (мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта Что? (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы Как? (мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование. Результат Что получилось?Ожидаемый результат.
Классификация проектов По определяющему виду деятельности Исследовательские; Информационные; Игровые; Творческие; Практикоориентированные (прикладные)
По охвату школьных дисциплин Монопроекты; Междисциплинарные.
По количеству участников Индивидуальные; Парные; Групповые.
По признаку продолжительности проведения Краткосрочные (несколько уроков); Средней продолжительности (в рамках нескольких недель); Долгосрочные (несколько месяцев).
По характеру координации: С открытой явной координацией учителя; Со скрытой координацией.
По характеру контактов: Внутриклассные; Внутришкольные; Региональные; Международные.
Этапы проектной деятельности Выбор темы Осуществляется учителем Основания для выбора темы: персональное отношение учителя к теме, широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме, возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей Результат – выбранная тема
Этапы проектной деятельности Примеры тем: Вода Время Профессии Первобытный мир Сказочные герои Изобретения Дом Школа Книги Космос Корабли
Этапы проектной деятельности Выбор направлений сбора сведений Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Этапы проектной деятельности Пример направлений сбора сведений для темы «Корабли» как и из чего люди делали корабли профессии кораблей (корабль-рыболов, воин, учёный, курорт, купец, разбойник, и т.д.) кто работает на кораблях и что они делают ориентация в море (карта, компас, звёзды) какая сила движет корабли корабельные языки (флаги, азбука Морзе) корабельная кухня корабли в кино и мультфильмах
Этапы проектной деятельности Сбор сведений (поиск информации) Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 недели Результат: найденные сведения
Этапы проектной деятельности Завершение работы над темой Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4) Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Этапы проектной деятельности Выбор проектов Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра Если проект групповой, то определяются группы участников Результат: выбранные детьми проекты
Этапы проектной деятельности Реализация проектов Проводится дома, в школе во внеурочное время Проводится при активном участии родителей По времени занимает 2-3 недели Результат: выполненные проекты
Этапы проектной деятельности Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
План изложения научной работы: Титульный лист: Название работы, ФИО автора, школа, класс. Название работы, ФИО автора, школа, класс. Название работы должно быть лаконичным и максимально отражать содержание работы Название работы должно быть лаконичным и максимально отражать содержание работы Оглавление Содержание работы с указанием страниц, помещается в начале или в конце работы(крупная работа) Предисловие Оговариваются внешние предпосылки создания работы (необязательно)
План изложения научной работы: Введение Кратко рассматривается круг проблем и основных задач работы, аргументируется ее актуальность и характеризуется общее состояние проблемы ко времени начала исследований Обзор литературы Дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Необходимо обратить внимание на правильность ссылок на работы авторов. Необходимо обратить внимание на правильность ссылок на работы авторов.
Что дает использование проектной методики УЧИТЕЛЮ Повышение уровня активности и качества знаний; Интеграция между предметами различных образовательных областей; Профессиональное самоопределение учащихся УЧЕНИКУ Умение поиска необходимой информации в разных источниках Умение выбирать информацию Умение задавать вопросы Умение выступать Самооценка и самоанализ Умение проектировать и осуществлять научно- исследовательскую работу.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.Что дает использование проектной методики Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.Что дает использование проектной методики
Спасибо за внимание!!!