Использование модульной технологии обучения Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня ценностей. учебный модуль - сердцевина модульного обучения
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умение работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Особенности модульного обучения : 1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью; 2. изменяется форма общения учителя с учащимися и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; 3. обучающихся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, само планированию, самоорганизации и самоконтролю 4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся;
Исходные научные идеи: Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем, не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
Исходные научные идеи: В основании модульной технологии находится программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность, индивидуальный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль – эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Состав модуля: Учебное содержание. Целевой план действий. Методическое руководство по достижению дидактических целей.
Алгоритм составления модульного урока: 1. Определить место модульного урока в теме. 2. Формулирование темы. 3. Определение и формулирование интегрирующей цели урока и конечных результатов. 4. Подборка необходимого фактического материала. 5. Отбор методов обучения, как правило, это: проблемные, практические, исследовательский, самостоятельная работа. 6. Планирование ФОПД: индивидуальные и групповые 7. Разбивка УС на отдельные логически завершённые УЭ и определение цели каждого элемента.
Модульные уроки имеют свои особенности Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации Другая особенность модульного обучения – целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности Третья особенность модульных уроков – обязательная рефлексия,оценка степени достижения целей. Исходя из того, какова степень усвоения учебного материала, задаётся дифференцированное домашнее задание.
Выводы: занятия по модульным технологиям проходят продуктивно. ибо как подметил китайский мудрец: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Модульные уроки вовлекают обучающегося в практическую учебную деятельность, позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей, ОУУН, мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы с источниками знаний.