Конкурс « Радуга презентаций» Урок русского языка в 3 классе «Роль имён прилагательных в речи» Подготовила: Ланбина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Надыма ЯНАО
Орфографическая минутка (исправь ошибки) Стаит чудесный зимний динёк. яркое солнце освещает окрестность. Под моё окошко прилетели прелестные птичьки. На головке чорная шапочка. Спина, крылья и хвост жёлтые. Это …...
Орфографическая минутка (проверка) Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окошко прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвост жёлтые. Это синички.
Работа с текстом О какой птице идет речь? Как вы это определили? Какие слова помогли вам узнать синичку? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
Повторение об имени прилагательном Что такое имя прилагательное? Приведите примеры прилагательных с вопросами. С какой частью речи связаны имена прилагательные? Почему? Как изменяются прилагательные? Что общего есть у прилагательных и существительных?
Постановка учебной проблемы Для чего нужны прилагательные в речи? Проблемный вопрос Какую роль играют имена прилагательные в речи?
Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.
Цели: Развитие умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных. Развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи.
1 группа (Вставить в текст имена прилагательные. Озаглавить) На дворе зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки.
Зима На дворе холодная зима. Стоят лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Деревья украшены красивыми узорами инея. В пушистый снег спрятаны маленькие ёлочки. Вывод: прилагательные передают все прелести зимы, помогают лучше представить предметы, объекты и явления.
2 группа ( Составить предложения используя имена прилагательные)
3 группа (Покажите связь между прилагательным и существительным) 1. Приближалась довольно скучная пора. 2. Никнут шелковые травы. 3. И в это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. 4. Мелькает желтый лист на зелени дерев. 5. Осыпается весь наш бедный сад. Что могут обозначать прилагательные? Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
4 группа Составьте и запишите словосочетания. Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера. Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).
4 группа внешний вид человека внутреннее состояние, черты характера карие глаза задумчивые глаза круглое лицо доброе лицо высокая девочка аккуратная девочка стройный мальчик заботливый мальчик Вывод: прилагательные могут описывать внешний вид, называть черты характера, показывать внутреннее состояние человека.
5 группа (В данные предложения вставь подходящие по смыслу имена прилагательные) Что такое зима? Это _____________________ сказка, Когда снег ________________________ лежит на земле, Когда мчатся мальчишки с горы на салазках, Когда виден узор на ________________________ стекле. незабываемая, волшебная, интересная, прекрасная. белый, серебристый, блестящий, пушистый, искристый. оконном, прозрачном, морозном, чистом, большом.
5 группа Что такое зима? Это чудная сказка, Когда снег серебристый лежит на земле, Когда мчатся мальчишки с горы на салазках, Когда виден узор на оконном стекле.
Наступила сильная зима. Земля покрылась волнистым покрывалом. В лесу намело продолговатые сугробы. На верхушках сосен лежат тёплые шапки снега. 6 группа (Отредактируй данный текст)
Наступила долгожданная зима. Земля покрылась снежным покрывалом. В лесу намело глубокие сугробы. На верхушках сосен лежат белые шапки снега. 6 группа
Поэтическая пятиминутка Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. С.Есенин
Поэтическая пятиминутка Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы. Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число прилагательных. От чего они зависят?
Итог урока Роль имен прилагательных в русском языке очень велика. Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более выразительной, точной, емкой, красочной и яркой.
Спасибо за урок
Интернет - ресурсы: