Ракитянская средняя школа 2 Ракитянского района Белгородской области
Тема опыта Создание развивающего образовательного пространства для реализации личностно значимых качеств школьников
В чем актуальность темы? Увеличение объема научных знаний Современный социальный заказ – люди, способные мыслить, прогнозировать события и явления Как сделать образование эффективным, без учебных перегрузок и стрессов? Как раскрыть природный потенциал и воспитать активную личность? Адаптация выпускников к самостоятельной жизни
Методическая система учителя Цель: создание развивающего образовательного пространства для реализации личностно значимых качеств личности школьника на уроках биологии Направления деятельности: Личность Познавательная сфера Мотивационно-потребностная сфера Эмоционально-волевая сфера
Определение задач деятельности В познавательной сфере Интеллектуальное развитие Активизация познавательной деятельности В мотивационно- потребностной сфере Формирование внутренних мотивов учебной деятельности Инициирование и поддержка потребности в саморазвитии и самореализации В эмоционально- волевой сфере Создание условий для развития волевых качеств Развитие рефлексивных умений
Формы и методы работы, отражающие содержание методической системы Интеллектуальное развитие Определение понятий Определение понятий Анализ, сравнение, обобщение Анализ, сравнение, обобщение Установление причинно-следственных связей Установление причинно-следственных связей Показательный ответ Показательный ответ Щадящий опрос Щадящий опрос Опрос по цепочке Опрос по цепочке Учебный спор Учебный спор Дискуссия Дискуссия
Формы и методы работы, отражающие содержание методической системы Активизация познавательной деятельности структурирование учебного материала структурирование учебного материала самостоятельная работа с учебной и научной литературой самостоятельная работа с учебной и научной литературой индивидуально-творческие задания индивидуально-творческие задания стимулы стимулы
Формы и методы работы, отражающие содержание методической системы Формирование внутренних мотивов учебной деятельности Источники учебной мотивации Познавательный интерес Интерес к способу действия Интерес к участникам образовательного процесса Потребность в самовыражении и само презентации Актуализация творческой позиции Осознание значимости происходящего
Формы и методы работы, отражающие содержание методической системы Инициирование потребности в самопознании, самовоспитании и саморазвитии Учитель Классный руководитель Цикл психологических классных часов Познай себя Учись учиться Помоги себе сам
Формы и методы работы, отражающие содержание методической системы Развитие рефлексивных умений От «Барометра настроения» К «Советам самому себе»
Результативность опыта Познавательная сфера Динамика качественной успеваемости Уровень умственного развития (положительная динамика умственного развития у 91% учащихся) Диагностика сформированности мыслительных операций (интеллектуальные умения: Сравнение – 90% Установление причинно- следственных связей – 55% Обобщение – 65% Творческое мышление – 24% Познавательный интерес (выбор биологии для сдачи экзамена – 54% Наличие в домашних библиотеках дополнительной литературы по биологии – 80% 65% учащихся назвали биологию любимым предметом)
Результативность опыта Мотивационно-потребностная сфера Сохранение на старшей ступени обучения имеющегося уровня учебной мотивации Наличие умения у учащихся осознанного целеполагания
Результативность опыта Эмоционально-волевая сфера Уровень эмоционального самоконтроля высокий – 35% средний – 65% Уровень развития волевых качеств высокий – 29% средний – 59% Уровень сформированности самооценки У 86%учащихся самооценка отдельных качеств совпадает с оценкой учителей На уроках биологии отработан механизм самооценки или взаимооценки учебной деятельности
Сухомлинский В. А. Подлинная школа – это царство деятельной мысли.