Здоровый образ жизни сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни»
Здоровье Состояние совершенно полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по рекомендации ВОЗ) (по рекомендации ВОЗ)
Б. Н. Чумаков : Здоровый образ жизни - « активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями ».
Образ жизни философско-социологическая категория; система видов жизнедеятельности общества, социальных групп и личности, определяемых социально- экономическими условиями их жизни
Здоровый образ жизни подростка представляется в виде: адекватной возрасту информированности по вопросам здоровья; позитивной мотивации к достижению оптимального физического, психического и духовного развития; потребностей в реализации личностного потенциала; «здоровых», творческих интересов личности к себе и к окружающему миру; соответствующих поведенческих установках; высокой социальной активности и адаптивности к изменяющимся жизненным условиям
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Индивидуальное здоровье – это показатели жизнедеятельности организма (физиологический аспект) плюс факторы, влияющие на здоровье человека. Индивидуальное здоровье определяется как естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций организма, здорового образа жизни, духа социального организма.
Общественное здоровье – это здоровье людей, находящихся в определенных отношениях друг с другом, то есть в общественных отношениях. Общественное здоровье – категория, являющаяся результатом социального существования, воздействия социальных условий и факторов.
Роль социального педагога в формировании здорового образа жизни школьников Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни школьников; Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога по формированию здорового образа жизни школьников; Задачи исследования: 1. проанализировать социально-педагогические, психологические, медицинские подходы к изучению здорового образа жизни детей; 2. выявить характерные составляющие здорового образа жизни современного школьника и роль социального педагога в его формировании; 3. обосновать методы и средства формирования здорового образа жизни школьников в процессе внеклассной воспитательной работы.
Виды здоровья: Физическое здоровье- это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием познавательных процессов, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
Здоровый образ жизни подростка проявляется в виде : 1. адекватной возрасту информированности по вопросам здоровья ; 2. позитивной мотивации к достижению оптимального физического, психического и духовного развития ; 3. потребностей в реализации личностного потенциала ; 4.« здоровых », творческих интересов личности к себе и к окружающему миру ; 5. соответствующих поведенческих установок ; 6. высокой социальной активности и адаптивности к изменяющимся жизненным условиям.
Стиль здорового образа жизни обусловлен личностно – мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в котором можно выделить следующие компоненты: 1. осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности; 2. целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; 3. использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе; 4. активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; 5. деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности. Классификация мотивов, лежащих на ЗОЖ: 1. Самосохранение. Когда ученик, человек знает, что-то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определённые действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни». 2. Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая гедонистическая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю всё, чтобы испытать это чувство». 3. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
Таким образом, позволим себе сделать несколько выводов: здоровье школьников, действительно, является нерешенной до конца проблемой, усугубляемой в настоящее время стремительным увеличением числа социально обусловленных заболеваний; продвижение здоровья, формирование здорового образа жизни (жизненного стиля) необходимо начинать со школы, а по возможности – с дошкольных образовательных учреждений; учитывая возникновение опасности национального масштаба – роста наркомании и других социально обусловленных заболеваний, следует самое тщательное внимание уделять качеству профилактической работы.
Программа «Здоровый образ жизни» Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; Задачи программы: 1. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 2. Формирование научного понимания здоровом образа жизни; 3. Формирование валеологических норм поведения.
Основные направления деятельности программы «Здоровый образ жизни»: общеобразовательные мероприятия; физкультурно- оздоровительная работа; профилактика здоровья; мониторинг заболеваемости.
Результаты статистической обработки данных