Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕКРЕТЫ «АБВГДЕЙКИ» Подготовила учитель- логопед МДОУ 10 «Теремок» Галкина О.Г.
Advertisements

Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Современные подходы к обучению грамоте первоклассников.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Практические приемы и методы формирования базовых понятий при обучении грамоте Кистенева Римма Александровна, Специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Мастер-класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Составила учитель-логопед.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Замены букв, схожих по написанию Неправильное начертание букв ( например, зеркальное написание) Недописывание букв и их элементов.
L/O/G/O Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Журавлик» «Роль фонематических процессов в подготовке.
Родительское собрание «Готов ли я к школе?» Составила учитель-логопед высшей квалификационной категории Нубарян Ирина Александровна Нубарян Ирина Александровна.
ГОУ СО "Новоуральская СКШ 59" П Р Е З Е Н Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы П О П Р О И З Н О Ш Е Н ИЮ Автор - составитель Евдокимов С.В., учитель-логопед.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Транксрипт:

Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Краткий обзор ранее существующих методов обучения грамоте Буквослагательный метод Буквослагательный метод Дети заучивали буквы, затем складывали слоги и заучивали их. Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов

Слоговой метод Слоговой метод Учащиеся заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному. Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква.

Звуковой метод Звуковой метод Основой обучения грамоте становится звук В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются. аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.

Метод целых слов Метод целых слов Возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка. Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы. Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.

Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе. 1. Метод называется звуковым, так как в основе обучения грамоте лежит звук. 2. Метод называется аналитико-синтетическим, так как анализ и синтез сочетается на протяжении всего обучения. 3. Порядок изучения звуков и букв обусловлен принципом частотности, чем чаще звук повторяется в словах, тем раньше он изучается. 4. Основной слоговой структурой, которая лежит в основе чтения и которая специально изучается – это слог слияния (прямой открытый слог – СА, МА, ПА…)

5. Все остальные слоговые структуры изучаются на базе слога слияния, то есть спонтанно. 6. Весь период обучения грамоте делится на 3 этапа: - добукварный - букварный -послебукварный На первые два этапа отводится примерно 3,5 месяца. 7. Добукварный период длится две недели и нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова. 8. Письмо и чтение идут параллельно. На 1-м уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы. 9. В течение всего периода обучения грамоте идет активная работа по развитию речи учащихся.

Особенности использования аналитико- синтетического метода обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида положения 1, 2, 4, 8, 9 сохраняются неизменными. Остальные позиции подвергаются корректировке.

3. Порядок изучения звуков и букв изменяется. Порядок определяется несколькими факторами: - сначала изучаются те звуки и буквы у которых меньше число вариантов произношения (это гласные звуки – А, У; глухие согласные, твердые). - раньше изучаются те звуки, которые легче сливаются в слог (сонорные, щелевые), потом взрывные (д-т, г- к, б-п) - изучаются раньше те звуки, которые сохранны в речи учащихся. - в последнюю очередь изучаются малочастотные звуки (ф,щ,э)

5. Корректировке подвергается и порядок изучения слоговых структур: - изучаются слоговые структуры из двух слогов (ау, уа) - слог, который образован на основе присоединения одного звука к другому (ам). - согласный +гласный (согласный произносится в укладе гласного) - согласный + гласный + согласный (сын) - согласный мягкий + гласный + согласный (мир) - согл + согл + гласный + согласный(стол) - согласный + гласный + согласный + согласный (мост) - согласный + гласный + мягкий согласный (рысь) Слоговые структуры изолированно вводятся в процессе обучения.

6. Период обучения разбивается на два этапа: - добукварный - букварный Послебукварный период переносится на 2 год обучения

7. Добукварный период может длиться от 1 года до 1 месяца Цели этого периода: - изучение учащихся - приучение к школьной обстановке - развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа - коррекция недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентировки - координация мелкой моторики мышц пальцев рук - развитие четкости работы артикуляционного аппарата

10. Наряду с аналитико-синтетическим методом специальная (коррекционная) школа активно использует элемента слогового метода, так как у умственно отсталых детей механическая память наиболее сохранна. Вводятся дополнительные позиции:

11. В условиях специальной (коррекционной) школы в большей степени, по сравнению с общеобразовательной, используют различные наглядные опоры: 11. В условиях специальной (коррекционной) школы в большей степени, по сравнению с общеобразовательной, используют различные наглядные опоры: - Картинная азбука, названия предметов на которой начинаются с того звука, который изучается, начертание предметов должны быть похожи на начертание букв. - Палочки для выкладывания букв - Буквы, вырезанные из наждачной бумаги - Слоговые таблицы