Трудности адаптации первоклассников в школе. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби
Условия адаптации: Физиологические изменение режима дня необходимость игры правильная посадка организация правильного питания развитие двигательной активности развитие ответственности Психологические психологический климат в семье самооценка ребёнка самоценность ребёнка для родителей формирование интереса к школе дружеское общение с одноклассниками недопустимость физического воздействия предоставление самостоятельности учёт темперамента ребёнка организация контроля за учёбой поощрение за успехи и достижения моральное стимулирование развитие самоконтроля и самооценки
Взаимоотношения с ребёнком в семье. Положительные эмоции хвалили поощряли одобряли целовали обнимали ласкали сопереживали улыбались восхищались делали подарки Отрицательные эмоции упрекали подавляли унижали обвиняли осуждали отвергали позорили читали нотации лишали чего-то ставили в угол Шкала общения родителей с ребёнком:
Правила, которые помогут ребёнку в общении: -Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. -Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся. -Не дерись без причины. -Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. -Играй честно, не подводи своих товарищей. -Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. -Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. -Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут. -Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. -Старайся быть аккуратным. -Почаще говори: давай дружить, давай играть. -Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Я тысячу раз говорил тебе, что… Сколько раз надо повторять… О чём ты только думаешь… Неужели тебе трудно запомнить, что… Ты становишься… Ты такой же как,… Отстань, некогда мне… Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет… Не рекомендуемые фразы для общения:
Ты у меня умный, красивый(и т.д.). Как хорошо, что у меня есть ты. Ты у меня молодец. Я тебя очень люблю. Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился. Рекомендуемые фразы для общения:
Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки» Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..». Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу пед тактики решайте без него. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.