Кулаков С.А. Методологические аспекты клинической супервизии
Определение Супервизия – это распространенный в психотерапии и консультировании метод обучения специалистов, повышения профессиональной компетентности и эффективности работы, а также разрешение актуальных профессиональных сложностей. Теории рассматриваются на лекции или описаны в учебнике, приемы демонстрируются на практических занятиях, но консультирование и психотерапия, в процесс которой вовлечены два или несколько человек, их отношения, переносы не могут быть изучены посредством традиционного способа преподавания. Мировой опыт показывает, что супервизия – необходимое условие профессионального консультирования.
Определения Психотерапия: межличностные отношения, призванные способствовать позитивным изменениям в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах пациента Клиническая супервизия : интерперсональный контакт между опытным психотерапевтом (супервизором) и супервизируемым, нацеленный на изучение процесса психотерапии Cупервизия – это особое вмешательство
Что делает супервизор? Делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом Идентифицируется с пациентом Слушает как пациент воспринимает то, что говорит ему психотерапевт Вникает в нюансы ответов пациента Мысленно выдвигает гипотезы, почему у пациента возник такой отклик на вмешательство психотерапевта
Что делает супервизор? Наблюдает субъективные реакции, настроение, фантазии, ассоциации, невербальное поведение, интуитивные представления Принимает во внимание параллельный процесс Выдвигает гипотезы о том, что произошло с пациентом Рассказывает о собственном опыте контакта с подобными пациентами
Что делает супервизор? Учитывает нарциссическую ранимость ученика и создает безопасную обстановку сеттинга в супервизии Исследует реалии контрпереноса Подтверждает или отвергает гипотезы психотерапевта Проигрывает роль психотерапевта и супер визирует пациента
Что делает супервизор? Следует принципу «пациент – лучший супервизор» Облегчает самопознание супервизируемого и помогает ему выявить личностные проблемы и зоны развития Адресует к литературным источникам, где описано как поступать в подобном случае
Шестифокусная модель (используется во многих странах)
Шестифокусная модель 1. Фокус на клиенте (концептуализация, психотерапевтический диагноз) 2. Фокус – на терапевте 3. Фокус на процессе терапии (вмешательства ) 4. Контрперенос 5. Параллельный процесс 6. «Обратная связь» супервизора (лечебные аспекты)
Лечит ли супервизор? Супервизия как мета терапия: терапия процесса психотерапии Как правило, центральной точкой супервизии должен быть клинический материал. Однако если супервизор обнаруживает личностную проблему, мешающую клинической работе, он должен помочь психотерапевту найти выход из тупика и (или) порекомендовать прохождение личной терапии