Социально – психологическая дезадаптация детей и подростков
Одной из важных социальных ситуаций для развития личности подростка является школа как целая система значимых отношений. Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды
Социальная дезадаптация - проявляется в поведенческих отклонениях: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, ЗППП, противоправные действия, нарушения морали и др.
Формы проявления социальной дезадаптации Трудновоспитуе- мость Делинквентное поведение Криминальное поведение Крайние формы социальной дезадаптации Недисциплиниро- ванность Педагогическая и социальная запущенность Аддиктивное поведение (как сопутствующий фактор)
Школьная дезадаптация Это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
Причины возникновения школьной дезадаптации: Минимальные мозговые дисфункции Синдром дефицита внимания и гиперактивность Неврозы и невротические реакции Проблемы в семье Педагогическая запущенность Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к учебной деятельности Недостаточный уровень социальной и психолого- педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе Отклонения в соматическом здоровье детей
Варианты школьной дезадаптации Депривационный Индуцированный Конфликтно- невротический Патологический
Депривационный вариант (депривация - создание препятствий для удовлетворения потребностей) Семейная, чаще «материнская» депривация или социально-средовые условия интернетного содержания Бедность и недостаточность эмоциональных контактов, безучастность к личностному развитию ребенка. Признаки ЗПР (преимущественно когнитивные нарушения) Несформированность логического мышления (наглядно- действенные способы освоения окружающего). Задержанное формирование личностных свойств (инициативности, любознательности), трудности речевого контакта, неразвитость способности к игровому перевоплощению в ролевые образы. С начальных классов - затруднения в усвоении программ обучения, пассивность в затруднительных ситуациях
Индуцированный (наведенный) вариант – чаще встречается у подростков Дезорганизованная семья с постоянными противоречивыми по направленности конфликтными отношениями (драки, культивирование жестокости) Воздействие неформальной подростковой группы ( культ силы, нарушения «границ дозволенного»). Ведущие психические отклонения – повторяющиеся и фиксирующиеся реакции протеста, оппозиции, отказа. Поведенческие расстройства делинквентного характера (уход из дома, кража, ранняя алкоголизация). Преобладание нормальных личностных свойств (дефицит познавательных навыков обычно вторичен и компенсируется асоциальным бытовым опытом). Гротескно усиленные эмоционально-личностные и поведенческие отклонения.
Конфликтно-невротический вариант Внутрисемейный, школьный конфликт, сопровождающийся нарастающим психическим напряжением, негативными эмоциональными переживаниями, тревожным ожиданием неудачи. Необходимость затрачивать значительные усилия для удовлетворения своих потребностей, ожиданий взрослых. Поведенческие отклонения в сфере общения (уход в мир фантазий, игры в одиночестве) и м. б. манифестными (чаще - защитно-тормозной тип реагирования). Значительно реже выражены признаки асоциальной личностной деформации, педагогической запущенности. Податливость к воспитательным воздействиям, особенно с положительными эмоциональными подкреплениями.
Патологический вариант В основе - достаточно выраженные клинические нарушения. Существенное влияние биологических факторов. Аффективные, преимущественно депрессивные расстройства; различные формы личностной незрелости - инфантилизма и аномальных аффективно-волевых личностных отклонений). Дети с подобными проблемами требуют комплексного подхода к их оценке ПМПК.
Проявление школьной дезадаптации (когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты) 1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка - формальные признаки: хроническая неуспеваемость, второгодничество; - качественные признаки: недостаточность общеобразовательных знаний и умений 2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно- протестное, демонстративно-пренебрежительное. 3. Повторяющиеся нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм").
Понятие об акцентуациях характера (К. Личко, К. Леонгард) 1. Гипертимный (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность. 2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. 3. Циклоидный – циклическое чередование 1 и 2.
4. Эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, чаще печальное настроение. 5. Демонстративный – стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. 6. Возбудимый – раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. 7. Застревающий – не может забыть обид, "сводит счеты", несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной.
8. Педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, чрезмерная аккуратность 9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. 10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. 12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Профилактика и коррекция дезадаптации у детей и подростков Важным звеном в системе специализированной помощи детям, испытывающим проблемы в обучении и развитии, являются ПМПК и ППК, которые выполняют функции экспертной службы при определении типа и формы обучения, оказывают организационную, методическую, консультативную помощь специалистам образовательных учреждений.
Профилактика и коррекция в настоящее время осуществляется Сфера образования дошкольные и школьные образовательные учреждения специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением Дополнительное образование
Спасибо за внимание!