Лекция 5 - Стандарты информационной безопасности распределенных систем 1. Введение 2. Сервисы безопасности в вычислительных сетях 3. Механизмы безопасности 4. Администрирование средств безопасности
1 Введение Распределенная информационная система Распределенная информационная система – совокупность аппаратных и программных средств, используемых для накопления, хранения, обработки, передачи информации между территориально удаленными пользователями. Распределенная информационная система Сервис безопасности Механизм безопасности
2 Сервисы безопасности в вычислительных сетях Стандарт "Рекомендации X.800" Стандарт "Рекомендации X.800" достаточно полно трактует вопросы информационной безопасности распределенных систем, т. е. вычислительных сетей. сервисы (функции) безопасности и роли Рекомендации X.800 выделяют следующие сервисы (функции) безопасности и исполняемые ими роли: Аутентификация Аутентификация. Данный сервис обеспечивает проверку подлинности партнеров по общению и проверку подлинности источника данных. Аутентификация партнеров по общению Аутентификация партнеров по общению используется при установлении соединения и периодически во время сеанса. Аутентификация бывает односторонней (обычно клиент доказывает свою подлинность серверу) и двусторонней (взаимной). Управление доступом Управление доступом обеспечивает защиту от несанкционированного использования ресурсов, доступных по сети.
Конфиденциальность данных Конфиденциальность данных обеспечивает защиту от несанкционированного получения информации. конфиденциальность трафика Отдельно выделяется конфиденциальность трафика – это защита информации, которую можно получить, анализируя сетевые потоки данных. Целостность данных Целостность данных подразделяется на подвиды в зависимости от того, какой тип общения используют партнеры – с установлением соединения или без него, защищаются ли все данные или только отдельные поля, обеспечивается ли восстановление в случае нарушения целостности. Неотказуемость Неотказуемость (невозможность отказаться от совершенных действий) обеспечивает два вида услуг: неотказуемость с подтверждением подлинности источника данных; неотказуемость с подтверждением доставки.
3 Механизмы безопасности сетевые механизмы безопасности В Х.800 определены следующие сетевые механизмы безопасности: шифрование; электронная цифровая подпись; механизм управления доступом; механизм контроля целостности данных; механизм аутентификации; механизм дополнения трафика; механизм управления маршрутизацией; механизм нотаризации (заверения). Следующая таблица иллюстрирует, какие механизмы (по отдельности или в комбинации с другими) могут использоваться для реализации той или иной функции.
Таблица 1 - Взаимосвязь функций и механизмов безопасности
4 Администрирование средств безопасности администрирование средств безопасности Понятие администрирование средств безопасности включает в себя распространение информации, необходимой для работы сервисов и механизмов безопасности, а также сбор и анализ информации об их функционировании. усилия администратора средств безопасности по трем направлениям Согласно рекомендациям X.800, усилия администратора средств безопасности должны распределяться по трем направлениям: администрирование информационной системы в целом; администрирование сервисов безопасности; администрирование механизмов безопасности. Администрирование информационной системы Администрирование информационной системы в целом включает обеспечение актуальности политики безопасности, взаимодействие с другими административными службами, реагирование на происходящие события, аудит и безопасное восстановление. Администрирование сервисов безопасности Администрирование сервисов безопасности включает в себя определение защищаемых объектов, выработку правил подбора механизмов безопасности (при наличии альтернатив), комбинирование механизмов для реализации сервисов, взаимодействие с другими администраторами для обеспечения согласованной работы.
Администрирование механизмов безопасности Администрирование механизмов безопасности включает: управление криптографическими ключами (генерация и распределение); управление шифрованием (установка и синхронизация криптографических параметров); администрирование управления доступом (распределение информации, необходимой для управления – паролей, списков доступа и т. п.); управление аутентификацией (распределение информации, необходимой для аутентификации – паролей, ключей и т. п.); управление дополнением трафика (выработка и поддержание правил, задающих характеристики дополняющих сообщений – частоту отправки, размер и т. п.); управление маршрутизацией (выделение доверенных путей); управление нотаризацией (распространение информации о нотариальных службах, администрирование этих служб).
интерпретация "Оранжевой книги" В 1987 г. Национальным центром компьютерной безопасности США была опубликована интерпретация "Оранжевой книги" для сетевых конфигураций. Данный документ состоит из двух частей. Первая содержит собственно интерпретацию, во второй рассматриваются сервисы безопасности, специфичные или особенно важные для сетевых конфигураций. криптография Среди защитных механизмов в сетевых конфигурациях на первое место выдвигается криптография, помогающая поддерживать как конфиденциальность, так и целостность. Следствием использования криптографических методов является необходимость реализации механизмов управления ключами. В интерпретациях "Оранжевой книги" впервые систематически рассматривается вопрос обеспечения доступности информации. Сетевой сервис перестает быть доступным, когда пропускная способность коммуникационных каналов падает ниже минимально допустимого уровня или сервис не в состоянии обслуживать запросы. Удаленный ресурс может стать недоступным и вследствие нарушения равноправия в обслуживании пользователей.
Для обеспечения непрерывности функционирования защитные меры Для обеспечения непрерывности функционирования могут применяться следующие защитные меры: внесение в конфигурацию той или иной формы избыточности (резервное оборудование, запасные каналы связи и т. п.); наличие средств реконфигурирования для изоляции и/или замены узлов или коммуникационных каналов, отказавших или подвергшихся атаке на доступность; рассредоточенность сетевого управления, отсутствие единой точки отказа; наличие средств нейтрализации отказов (обнаружение отказавших компонентов, оценка последствий, восстановление после отказов); выделение подсетей и изоляция групп пользователей друг от друга.
Спасибо за внимание!