УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обломовщина
Advertisements

Урок-дискуссия : « Утраченный рай » Хныкова Татьяна Сергеевна учитель русского языка и литературы МОУ Березовская средняя школа с.Березовка, Первомайский.
Замысел романа « Обломов » возник у И. А. Гончарова в конце 40- х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть.
История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая.
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев.
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев Prezentacii.com.
Мищенко Алла Владимировна МОУ «СОШ 1» г. Бологое.
Уба Екатерина Владимировна МОУ Гимназия 33 г.Ульяновска Уба Екатерина Владимировна МОУ Гимназия 33 г.Ульяновска.
Значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни. (По роману А.И.Гончарова «Обломов»)
« В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья.
Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов»
И.А. Гончаров Роман «Обломов» ГБОУ ОСОШ 10 г.Санкт-Петербург Матвеева Е.А., учитель русского языка и литературы, учащиеся 10-го класса Баринов А, Белова.
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Особенности.
Проект по литературе «Обломовщина как тип жизни» Выполнили: Выполнили: Бабайцева Елена, Бабайцева Елена, Ретюнских Оксана Ретюнских Оксана ученицы 10 класса.
И.А. Гончаров «Обломов» Образ главного героя в романе Понятие «обломовщина» Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова» И.С.
Вершина творчества И.А.Гончарова. Цели: - определить роль детали в характеристике образа Обломова; - выяснить, как сформировался характер Обломова; -
Понятие «обломовщина». Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова». И.С.Тургенев.
Создание Роман вышел в 1859 г., когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепостное право.
ЛУЧШИЙ ДРУГ ОБЛОМОВА АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ, СЫН РУССКОЙ ДВОРЯНКИ И НЕМЦА; ПРЯМАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОБЛОМОВУ.
Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»
Транксрипт:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ЦЕЛЬ: помочь понять главную тему, идейный стержень романа И.А.Гончарова «Обломов»; рассмотреть противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла; показать этапы «восхождения к дивану» героя романа; подвести к осмыслению понятия «обломовщина».

ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ГЛАВНАЯ ТЕМА Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели в жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ РОМАНА

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА Илья Ильич Обломов живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры не могут сдвинуть его с места.

ФАМИЛИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ Обломов всё, что не цело, обломилось, нарушилось Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она… А.С.Пушкин

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОБЛОМОВА Просыпается в 8 часов Долго пьёт чай Общается с посетителями Принимает доктора Опять ложится спать в 3 часа пополудни Именно лёжа на диване и переругиваясь с Захаром, Обломов проводит свою жизнь

ПОЧЕМУ ОБЛОМОВ НЕ ВСТАЁТ С ДИВАНА НЕ ХОЧЕТ ? НЕ МОЖЕТ ?

ЛЕЖАНИЕ НА ДИВАНЕ ОБЛОМОВА НЕОБХОДИМОСТЬ ? НАСЛАЖДЕНИЕ ? СЛУЧАЙНОСТЬ ? «Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, он всё лежал…» ОБРАЗ ЖИЗНИ ?

МИЛЫЕ СЕРДЦУ ОБЛОМОВА ВЕЩИ ХАЛАТ ? «…мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела… ДИВАН ? «Лежание … было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, он всё лежал…» ТУФЛИ ? «Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…» Атрибуты сна, символ лени, внутренней свободы вопреки несвободе окружающей действительности

ПАМЯТНИК РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА И ДИВАНУ ОБЛОМОВА В УЛЬЯНОВСКЕ «Пока остаётся хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». И.С.Тургенев

ВОСХОЖДЕНИЕ ОБЛОМОВА К ДИВАНУ Подготовка к службе «Высокие мечты о роли в обществе» Служба «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» Увлечение светом «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» Отставка Увлечение книгами (1-1,5 года) Диван «Но цвет жизни распустился и не дал плодов»

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОКОЮ НАЧАЛОСЬ С НЕУМЕНИЯ НАДЕВАТЬ ЧУЛКИ ЗАКОНЧИЛОСЬ НЕУМЕНИЕМ ЖИТЬ

«СОН ОБЛОМОВА» Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе.

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой), мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: они не умеют быть хозяевами, непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности. ЖИЗНЬ В ОБЛОМОВКЕ

МЕЧТА ОБЛОМОВА Обломовцы очень просто понимали жизнь «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». (Н.А.Добролюбов) Став взрослым, Обломов продолжает считать тихое неподвижное существование идеалом семейной жизни. Он мечтает о том, как он будет жить с супругой в деревне: утром сытно завтракать, днём гулять по тенистым аллеям, вести приятную беседу с друзьями, вечером есть десерт в берёзовой роще или в поле.

«ОБЛОМОВЩИНА» ОБЛОМОВКАОБЛОМОВОБЛОМОВЩИНА Созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с её и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами. «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины». (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Образы Обломова и Штольца в романе даны как: ПРАВИЛЬНО АНТИПОДЫ НЕПРАВИЛЬНО СРАВНЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНО СОПОСТАВЛЕ- НИЕ Какой этап в жизни Обломова можно назвать «оживанием»? НЕПРАВИЛЬНО РОЖДЕНИЕ СЫНА НЕПРАВИЛЬНО ЖЕНИТЬБА ПРАВИЛЬНО ЛЮБОВЬ К ОЛЬГЕ О чём мечтает Обломов? НЕПРАВИЛЬНО О ВЫСОКОЙ КАРЬЕРЕ ПРАВИЛЬНО О СЕМЕЙНОМ СЧАСТЬЕ НЕПРАВИЛЬНО О ПОЛНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ Какая черта главная в характере Обломова? НЕПРАВИЛЬНО ПАССИВНОСТЬ ПРАВИЛЬНО СПОКОЙСТВИЕ ДУШИ НЕПРАВИЛЬНО НАИВНОЕ ИЗУМЛЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: Иллюстрации: jpg jpg jpg В оформлении фона использована иллюстрация: jpg 1. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011.