Язык – инструмент. Необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М.Горький
Работа с вопросами. 1) Прочитайте высказывание М. Горького. 1) Какова основная мысль высказывания? 2) Объясните постановку тире в первом предложении.
Прослушайте отрывок из стихотворения А.Шибаева «Слова, слова, слова». Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, - Означено словами.
Самостоятельная работа Выпишите из стихотворения имена существительные по вариантам: I в. – одушевленные, II в. – неодушевленные. Дайте определение имени существительного как части речи. Какие существительные называются одушевленными? неодушевленными?
К нарицательным именам существительным подберите собственные наименования: страна, область, район, село, река, рассказ, писатель, поэт. Страна Лихтенштейн А.С.Пушкин
Число имён существительных. Вторая группа (только ед. ч.) 1) названия множества одинаковых предметов (детвора, учительство, сырьё, ельник, листва); 2) названия предметов с вещественным значением (горох, молоко, малина, фарфор, керосин, мел); 3) названия качества или признака (свежесть, белизна, ловкость, тоска, отвага); 4) названия действий или состояний (косьба, рубка, доставка, беготня, удивление, чтение); 5) собственные имена в качестве наименований единичных предметов (Москва, Тамбов, Санкт-Петербург, Тбилиси); 6) слова бремя, вымя, пламя, темя. Третья группа(только мн. ч.) 1) названия составных и парных предметов (ножницы, очки, часы, счёты, джинсы, брюки); 2) названия материалов или отходов, остатков (отруби, сливки, духи, обои, опилки, чернила, 3) названия промежутков времени (каникулы, сутки, будни); 4) названия действий и состояний природы (хлопоты, переговоры, заморозки, всходы, сумерки); 5) некоторые географические названия (Люберцы, Мытищи, Сочи, Карпаты, Сокольники); 6) названия некоторых игр (жмурки, прятки, шахматы, нарды, бабки). Образование форм множественного числа существительных главным образом производится с помощью окончаний. Имена существительные употребляются в единственном числе, когда говорится об одном предмете (конь, ручей, щель, поле). Имена существительные употребляются во множественном числе, когда говорится о двух и более предметах (кони, ручьи, щели, поля). По особенностям форм и значений единственного и множественного числа выделяются: 1) существительные, имеющие формы как единственного, так и множественного числа; 2) существительные, имеющие форму только единственного числа; 3) существительные, имеющие форму только множественного числа. В первую группу входят существительные с конкретно-предметным значением, обозначающие считаемые предметы и явления, например: дом дома; улица улицы; человек люди; горожанин горожане.
Распределительный диктант. Существительные, которые имеют форму только единственного числа Существительные, которые имеют форму только множественного числа Удивление, молоко, очки, тиски, весы, опилки, погода, керосин, детвора, листва, ворота, пшено, сахар, горелки, щипцы, макароны.
Правильный ответ. Существительные, которые имеют форму только единственного числа Удивление, молоко, погода, керосин, листва, детвора, ворота, пшено, сахар. Существительные, которые имеют форму только множественного числа Очки, тиски, весы, опилки, горелки, щипцы, макароны.
Запишите предложения. Объяснить правописание гласных Е–И в падежных окончаниях имен существительных. Лучше пить воду в радость…, чем мед в кручин... Набирайся ума в учении…, храбрость... – в сражении... В знании… – сила. На обман… далеко (не)уедешь….
Самодиктант. К данным именам существительным подберите синонимы и запишите их. Какое орфографическое правило необходимо знать, чтобы правильно написать данные слова? Доктор ( ), поддержка ( ), неправда ( ), родник ( ), сила ( ), нет облаков ( ), много программ ( ), дуб высок ( ).
Самодиктант. Правильный ответ. Доктор (врач), поддержка (помощь), неправда (ложь), родник (ключ), сила (мощь), нет облаков (туч), много программ (телепередач), дуб высок (могуч).
Выборочный диктант. Выпишите слова и объясните графически орфограмму «О-Ё после шипящих». Ребята подобрали птенцы…в. Следы зайцев выходили из разных конц…в леса. Солнце всходило над рощ…й. Ласточка свила гнездо под крыш…й. Лошади бежали рысь…й. Герасим открыл дверь плеч…м и ваш…л со своей нош…й.
Выборочный диктант. Ребята подобрали птенцыов. Следы зайцев выходили из разных концов леса. Солнце всходило над рощей. Ласточка свила гнездо под крышей. Лошади бежали рысьой. Герасим открыл дверь плечом и вашёл со своей ношей.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – 34-е изд. –М.: Просвещение, – 317 с. znamenka-nic.narod.ru/ima.doc Использованные ресурсы.