Исследовательская работа по теме «Роль фразеологизмов в речи современного школьника» Работу выполнил: Захаров Иван, учащийся 6 класса МОУ «Волосовская СОШ 2» Руководитель исследования: Панова Жанна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Волосовская СОШ 2»
Цели и задачи исследования: Цель работы – выявление специфичных для современного шестиклассника особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи. Задачи: ознакомиться с работами, посвященными исследованию языковой личности и речевого портрета в русской лингвистике; проанализировать лексикон современных шестиклассников с точки зрения идиоматики и выявить его специфик; показать особенности речевого поведения современных шестиклассников.
Методы и новизна исследования 1) социометрический опрос и интервьюирование; 2) также анкетирование и метод включенного наблюдения; 3) сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных. Внутренний анализ «фразеологических штрихов» речевого портрета современных шестиклассников как социально-возрастной группы.
Результаты социометрического опроса по выявлению отношения шестиклассников к русскому языку как учебному предмету. Шестиклассники явно ощущают «лингвистический голод». Причиной проблемы в 25% определили плохое поведение, 12% - мало читают и 12% - лень.
«Планируете ли Вы сдавать устный экзамен по русскому языку или литературе за курс основной средней школы?» Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: если юноши в основном отвергают для себя возможность выбора предложенного экзамена, то девушки не столь категоричны, и некоторые из них сделали этот выбор в пользу русского языка и литературы. Варианты ответа Кол-во учащихся % да 2 (д)7,7 нет 2492,3
Фразеологизм/ Историческое событие 1. Было дело под Полтавой Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Казанская сирота Мамаево побоище Перейти Рубикон Потемкинские деревни Прорубить окно в Европу Троянский конь Тяжела ты, шапка Мономаха - 0 Таким образом, из приведенного списка наиболее знакомы школьникам фразеологизмы, связанные с эпохой Петра Великого.
Понимание значения фразеологизма Из 12 предложенных фразеологизмов понятными оказались лишь пять фразеологизмов (А Васька слушает да ест – 54%; Цербер – 40% При царе Горохе – 3%,Сказка про белого бычка – 2%; Рог изобилия – 1%). Значение 7 фразеологизмов вообще не понятны.
Итог исследования. При анализе собранного эмпирического материала было выявлено, что источником прецедентов для современных шестиклассников становится преимущественно массовая культура. В большей степени это цитаты из кинофильмов, рекламных роликов, слоганы, строчки популярных песен, названия музыкальных групп. В меньшей - классические литературные цитаты. Наименее продуктивной базой являются библейские тексты. Это свидетельствует о сниженном культурном фоне моих сверстников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.