ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников
Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят их неоспоримую пользу в жизни и чувствуют свой интерес к этим знаниям.
Обучаем - спрашивая В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи Искусство задавания вопросов является очень важным Искусство задавания вопросов является очень важным Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения
Основа системы личностно-ориентированного обучения создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться
Философская основа СПУ* идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи (В отличие от теорий о главенствующей роли Учителя, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика ) Педагогическая основа СПУ труды Коменского, Песталоцци и Дистервега труды Коменского, Песталоцци и Дистервега (в качестве главного фактора успешного обучения рассматривали собственную учебную деятельность, собственное напряжение, собственное усилие) Психологическая основа СПУ идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др. идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др. (подтверждена приемлемость гипотезы о зависимости качества приобретаемых знаний не столько от способностей и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного времени на самостоятельное освоение. Суть системы полного усвоения отражается в таксономии учебных целей и уровней познавательных способностей) *СПУ - Система полного усвоения
Таксономия это иерархически взаимосвязанная система это иерархически взаимосвязанная система (от греч. - расположение, строй, порядок, и - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.)
Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня
Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Конкретного материала Терминологии Фактов Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур Объяснение Интерпретация / Экстраполяция Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях Элементов и принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними, Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений Знаний из нескольких областей Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями
Знание Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур
Понимание Знание Объяснение Интерпретация Экстраполяция
Использование Понимание Знание Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях
Анализ Использование Понимание Знание Элементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
Синтез Анализ Использование Понимание Знание Знаний из нескольких областей Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений
Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями
Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по- другому Использование Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить
Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Синтез Соединение элементов по-новому создать, придумать дизайн, разработать, составить план Оценка Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать