Подготовка к ГИА по русскому языку СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Довгань Е.В., учитель МБОУ СОШ 26
Задача сжатого текста – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения и при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА: 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ГЛАВНУЮ И ВТОРОСТЕПЕННУЮ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОДРОБНОСТЕЙ, ДЕТАЛЕЙ 2. СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ
Потренируемся! 1. Разделение информации на главную и второстепенную: ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НУЖЕН ТОЛЬКО ЛЮДЯМ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ТОМУ ЯВЛЯЕТСЯ УСТОЙЧИВЫЙ ОБОРОТ «КАК БЕЗ ВОЗДУХА», НО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НЕОБХОДИМ И В ОСОБО ТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ, ТАК КАК ИЗ-ЗА ПЫЛИ МАШИНЫ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ИЗНАШИВАЮТСЯ. ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НУЖЕН НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЯМ, ОН НЕОБХОДИМ И В ТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
МНОГИЕ ВЕЩЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ОСНОВОЙ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДА, ИМЕЮТ ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ. МНОГИЕ ВЕЩЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЕЮТ ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ.
2. СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ. МОЖНО ЛИ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СТРОЕНИЕМ ВУЛКАНОВ И НЕПРАВИЛЬНЫМИ ГЛАГОЛАМИ, ЗАКОНАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТИЦ И ЗАГАДКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИВАНА ГРОЗНОГО, УСТРОЙСТВОМ ЭВМ И НАТЮРМОРТАМИ? НУ, ДОПУСТИМ, ЧЕЛОВЕК РАЗНОСТОРОННЕ ОДАРЁН ОТ ПРИРОДЫ, ВСЁ МГНОВЕННО ПОНИМАЕТ И ЗАПОМИНАЕТ. НО ВЕДЬ НА ТО ОН И ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ, НЕПРЕМЕННО СПРСИТЬ: «ЭТО ПРОСТО ИНТЕРЕСНО ИЛИ МНЕ ДЛЯ ЧЕГО-НИБУДЬ НУЖНО?» А ПОНЯВ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО, ВООДУШЕВИТЬСЯ ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ ИЛИ, НАОБОРОТ, ОХЛАДЕТЬ. МОЖНО ЛИ ОДИНАКОВО ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ВСЕМ ПОДРЯД? ДАЖЕ РАЗНОСТОРОННЕ ОДАРЁННЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СПРОСИТЬ СЕБЯ, ДЕЛАЕТ ЛИ ОН ЭТО РАДИ ИНТЕРЕСА ИЛИ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ. ПОНЯВ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО, МОЖНО ВООДУШЕВИТЬСЯ ИЛИ ОХЛАДЕТЬ.
ОСНОВНЫЕ Я З Ы К О В Ы Е П Р И Ё М Ы КОМПРЕССИИ ТЕКСТА: 1. З А М Е Н Ы 2. ИСКЛЮЧЕНИЯ 3. С Л И Я Н И Я
П Р И Ё М Ы З А М Е Н Ы: 1. ЗАМЕНА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ОБОБЩАЮЩИМ НАИМЕНОВАНИЕМ: НА ЛУГУ РОСЛИ НЕПРИХОТЛИВЫЕ РОМАШКИ, ЗАДУМЧИВЫЕ ОДУВАНЧИКИ, ЗАСТЕНЧИВЫЕ КУПАВКИ. НА ЛУГУ РОСЛИ РАЗНЫЕ ЦВЕТЫ. ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕВОЧКИ СВОЙ ПЕРВЫЙ В ЖИЗНИ ВЕНОК ПЛЕТУТ НЕ ИЗ КУПАЛЬНИЦ И ВАСИЛЬКОВ, А ИЗ СОЛНЕЧНЫХ ОДУВАНЧИКОВ. ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕВОЧКИ СВОЙ ПЕРВЫЙ В ЖИЗНИ ВЕНОК ПЛЕТУТ ИЗ ВЕСЕННИХ ЦВЕТОВ.
2. ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНОНИМИЧНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ: ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЮ МЕЧТУ… ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОЕЙ МЕЧТЫ…
3. ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ УКАЗАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ: ТАК ИЛИ ИНАЧЕ – ВЕЛИКИЕ ВОДНЫЕ ДОРОГИ ВСЮДУ И ВЕЗДЕ ПОСТОЯННО НОСЯТ И СЕГОДНЯ ИМЕНА, СОЗДАННЫЕ В ДРЕВНОСТИ. ЭТИ РЕКИ НОСЯТ ИМЕНА, СОЗДАННЫЕ В ДРЕВНОСТИ.
4. ЗАМЕНА ПРИДАТОЧНОГО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СИНОНИМИЧНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ: НЕБОЛЬШОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ЗАНИМАЕТ ФИРМА, КОТОРАЯ ПРЕДЛАГАЕТ СВОИМ КЛИЕНТАМ ТУРЫ ПО ВСЕМ КОНТИНЕНТАМ И СТРАНАМ. НЕБОЛЬШОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ЗАНИМАЕТ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА.
5. ЗАМЕНА ПРИДАТОЧНОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОГО ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ: КОГДА ЧИТАЕШЬ ДНЕВНИК НИКИТИНА, ТО ЧУВСТВУЕШЬ ЕГО БЕСПРЕДЕЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ЧИТАЯ ДНЕВНИК НИКИТИНА, ЧУВСТВУЕШЬ ЕГО БЕСПРЕДЕЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.
6. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ: ОН СКАЗАЛ: «МЫ ИГРАЛИ В ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ, БЕГАЛИ СТОМЕТРОВКУ.» ОН СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ ЗАНИМАЛИСЬ СПОРТОМ.
П Р И Ё М Ы И С К Л Ю Ч Е Н И Я: 1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОВТОРОВ. 2. ИСКЛЮЧЕНИЕ ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПРИШЕЛЬЦЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ПРИНОСИЛИ С СОБОЙ СВОИ НОВЫЕ ИМЕНА ДЛЯ ХОЛМОВ И ЛЕСОВ, ДЛЯ ПОСЁЛКОВ И ПУСТОШЕЙ, НАЗВАНИЯ БОЛЬШИХ ПОТОКОВ СОХРАНЯЛИ БЛАГОГОВЕЙНО. ПРИШЕЛЬЦЫ МЕНЯЛИ НА НОВОМ МЕСТЕ ПОЧТИ ВСЁ, НО НАЗВАНИЯ БОЛЬШИХ ПОТОКОВ СОХРАНЯЛИ.
3. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ НА ЗИМОРОДКА, КОТОРЫЙ, ПЛАВНО ОПУСТИВШИСЬ НА ВЕТКУ ОЛЬХИ, СКЛОНИВШУЮСЯ К САМОМУ ЗЕРКАЛУ РЕКИ, ПРИНЯЛСЯ ПОДКАРАУЛИВАТЬ СВОЮ ДОБЫЧУ. ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ НА ЗИМОРОДКА, КОТОРЫЙ ОПУСТИЛСЯ НА ВЕТКУ ОЛЬХИ И ПРИНЯЛСЯ ПОДКАРАУЛИВАТЬ СВОЮ ДОБЫЧУ.
4. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ОПИСАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СЛИШКОМ ШИРОКО И ПОЛНО: 1. ЧТЕНИЕ ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ, КОТОРАЯ ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ БЫЛА САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНОЙ В МИРЕ. 2. ЕЁ НАЗЫВАЛИ ДУХОВНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 3. НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ ВСЕГДА БЫЛО СВОЙСТВЕННО ОСОБОЕ ПОЧИТАНИЕ ИСКУССТВА СЛОВА. 4. ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАС – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ НАС СТАТЬ БОЛЕЕ ИНФОРМИРОВАННЫМИ, НО И СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ СЕРДЦА, РАЗУМА И ДУШИ. 5. В ЧТЕНИИ, В СОПЕРЕЖЕВАНИИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ, В ДИАЛОГЕ С АВТОРОМ ЧЕЛОВЕК ВСЁ БОЛЕЕ ОДУХОТВОРЯЕТ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ВОЗВЫШАЕТ, ОЧЕЛОВЕЧИВАЕТ.
1. ЧТЕНИЕ ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ, КОТОРАЯ ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ БЫЛА САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНОЙ В МИРЕ. 2. ЕЁ НАЗЫВАЛИ ДУХОВНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 3. ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАС – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ БОЛЕЕ ИНФОРМИРОВАННЫМ, НО И СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
ПРИЁМ СЛИЯНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО: 1. В МАСТЕРСКОЙ САВРАСОВА НЕ СКУЧАЛИ, НЕ ДУМАЛИ О НАГРАДАХ И ОТЛИЧИЯХ, ЗДЕСЬ ГОРЯЧО ЛЮБИЛИ ИСКУССТВО И РАБОТУ. 1. МАСТЕРСКАЯ САВРАСОВА РЕЗКО ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ ДРУГИХ. 2. В ТЕХ РАБОТАЛИ ПО НЕОБХОДИМОСТИ И ПО ОБЯЗАННОСТИ. 3. ИНОГДА ЗЕВАЛИ И СКУЧАЛИ. 4. ЗДЕСЬ НЕ ДУМАЛИ О НАГРАДАХ И ОТЛИЧИЯХ. 5. ЗДЕСЬ ГОРЯЧО ЛЮБИЛИ ИСКУССТВО, РАБОТУ, УВЛЕКАЛИСЬ ДО САМОЗАБВЕНИЯ.