Работа учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Advertisements

Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
РМОУ Станционно- Ояшинская СОШ Модель системы работы школьного методического объединения учителей физики, математики, информатики 2009год.
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися Автор: Швецова И.В., заместитель директора по УВР учебный год.
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Профилактика и преодоление неуспеваемости учащихся.
Выполнила: дефектолог Касаткина И.Е. Специальное профессиональное училище закрытого типаСпециальное профессиональное училище закрытого типа Костромской.
Пути преодоления неуспеваемости. Почему ребенок плохо учится?
Преодоление неуспеваемости МОУ СОШ 55 8 декабря 2010.
Повестка дня 1. Основной доклад по теме п/с – Хитрых Л.А.(1,5 часа ) 2. Содокладчики: Соболева О.В.,( минут) Перерыв – 30 минут Содокладчики: Ахтямова.
УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ ГИМНАЗИИ 3 КОРНИЕНКО ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Методический совет Семинар на тему : « Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися »
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Транксрипт:

Работа учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности

Отсутствие или низкая мотивация к учебно- познавательной деятельности- это одна из причин неуспеваемости.

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Причины: обстоятельства жизни ребенка в семье: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; взаимоотношения с окружающими взрослыми

Характер проявления неуспеваемости Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Задача педагога в этом случае: помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать ответственность; поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить познавательный интерес применяются активные формы обучения. Это: решение проблемных ситуаций; использование исследовательского подхода при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом учащихся; организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Этапы формирования положительного отношения к учению Формируемые отношения 1-й этап 2-й этап 3-й этап К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал К процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель – ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий К учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование суждения наряду с доброжелательность ью, помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Этапы урока Контроль подготовленности учащихся Виды помощи в учении Создание атмосферы особой доброжелательностьи при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятель ная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока и предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий

Этапы урока Контроль подготовленности учащихся Акценты в обучении Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания Профилактика неуспеваемости

Изложение нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоя тельная работа учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо: создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.

Коррекция неуспеваемости : (вывод) Устранение главной причины Устранение сопутствующих причин Создание благоприятной обстановки Личностно ориентированное воспитание Индивидуальный подход Помощь класса Помощь более сильного товарища Сотрудничество с семьей Дополнительные развивающие занятия Отказ от завышенных требований Достижение успеха через сопутствующие виды деятельности

Учитель должен: Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Проявлять - разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика