Становление рыночных отношений в экономике РК Презентация по экономике Казахстана
Содержание презентации: 1. Сущность и принципы рыночной экономики 2. Социально-экономическая ситуация в Казахстане в начальный период перехода к рынку. 3. Концептуальные положения перехода Республики Казахстан к рынку.
Рыночные отношения Это такие отношения и организация экономики, при которой конкретный потребитель и производитель взаимодействуют посредством купли и продажи при решении задач создания вышеуказанных пяти условий.
Рыночная экономика В рыночной экономике все имеет цену – и товары и услуги. Рынок, как определенный тип хозяйственных связей, призван согласовать производство, распределение, обмен и потребление на основе эквивалентности обмена и гармонизации спроса и предложения. Рыночные отношения основываются на спросе и предложении. Спрос выражает необходимость и готовность потребителей приобрести товары в пределах денежных средств, которыми они располагают. Главным регулятором спроса является цена продукта – если цены на товары растут, то спрос падает и наоборот.
Принципы рыночных отношений Рынок, как система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основывается на следующих принципах: 1. Принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности 2. Принцип примата потребителя 3. Принцип открытости экономики 4. Принцип конкуренции. 5. Принцип воздействия на финансы и денежное обращение. 6. Принцип рыночного ценообразования. 7. Принцип договорных, контрактных отношений.
История рыночных отношений С начала 1990-х годов в Казахстане осуществляются реформы, направленные на создание многоукладной экономики, перевод ее на рыночные рельсы. При вхождении в рынок Казахстану присущ ряд специфических особенностей уровня социально-экономического развития республики.
Особенности развития 1. Это, прежде всего, деформированная структура экономики Казахстана, ее сырьевая направленность 2. В Казахстане был низок удельный вес отраслей, производящих товары народного потребления. До 60% товаров народного потребления в республику завозилось извне. 3. Казахстану была характерна тенденция отраслевизма и ведомственный подход в управлении экономикой, гигантизм производства и предприятий при высоком уровне централизации управления. 4. Казахстану присущ низкий стартовый уровень вхождения в рынок. 5. Длительное игнорирование товарно-денежных отношений, монополизм экономики, командно- административный метод управления привели к дефицитности ресурсов и товаров при их наличии, к товарно-денежной несбалансированности
Суть программы Суть этой программы сводилась к осуществлению стабилизационных мер и активизации формирования рыночной инфраструктуры и рыночно- регулируемой экономики, к стабилизации социально- экономического положения республики, к формированию рыночной сферы, к активизации хозяйственной
Вхождение Казахстана в рынок Вхождение экономики Казахстана в рынок проходит в условиях кризиса в экономической и социальных сферах, который обусловлен многими внешними и внутренними причинами.
Экономическая реформа Радикальная экономическая реформа в Республике Казахстан предполагает переход к социально ориентированным рыночным отношениям с целью обеспечения оптимального вхождения экономики в рынок, способного создать материальные условия для достаточного жизненного уровня населения адекватного огромному природному и экономическому потенциалу республики. Основные концептуальные положения перехода Казахстана к рынку включает решение следующих задач.
Экономический суверенитет Достижение экономического суверенитета, основой которого является исключительная собственность республики на землю, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, культурные и исторические ценности, материальные и финансовые ресурсы, объекты производственного и непроизводственного назначения, осуществление самостоятельной экономический политики.
Приватизация Реформирование собственности путем приватизации осуществляется Государственным комитетом РК по государственному имуществу и его территориальными органами с участием Министерства ведомств и местных администраций.
Цель приватизации Цель приватизации государственной собственности – организация многообразных форм хозяйствования в целях достижений реальной и здоровой конкуренции, создания условий для повышения эффективности производства.
Задачи приватизации При этом нужно было решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, реализовать идею социальной справедливости, наделив граждан Казахстана частью государственной собственности; во-вторых, создать слой эффективно хозяйствующих частных собственников, способных сформировать современную экономику рыночного типа.
Иностранная приватизация Иностранные юридические и физические лица участвуют во всех видах приватизационных процессов в соответствии с действующими законодательными актами РК, межправительственными договорами и соглашениями после выдачи соответствующих лицензий Национальным агентством по иностранным инвестициям