Конструирование урока. Метод исследовательский. Метод проектирования.
практически значимые цели и задачи учебно- исследовательской и проектной деятельности; практически значимые цели и задачи учебно- исследовательской и проектной деятельности; структура, которая включает общие компоненты: структура, которая включает общие компоненты: –анализ актуальности проводимого исследования; – целеполагание, –формулировку задач, которые следует решить; –выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; –планирование, последовательности и сроков работ; –проведение проектных работ или исследования; –оформление и представление результатов; компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация. компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация. Общие характеристики учебно- исследовательской и проектной деятельности Итог проектной и учебно-исследовательской деятельности не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.
урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроке
постановка проблемы и аргументирование её актуальности; постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла сущности будущей деятельности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. Действия, необходимые для успешности учебно- исследовательской деятельности
Этапы исследовательской деятельности на уроке. 1 этап. Постановка проблемы (выявление несоответствия, недостаточность знаний, нерешенная задача, противоречия, условия и т.д.) Приемы: «С одной стороны…, а с другой…», «Что удивляет?», «Что затрудняет?», «Какой возникает вопрос?», «Что надо узнать?»… Результат: уч-ся формулируют проблему.
Этапы исследовательской деятельности на уроке. 2 этап. Поиск, выдвижение гипотез, начинается осмысление фактов через «абстрактное мышление». Принимаются все предложения, даже абсурдные и фиксируются на доске с указанием авторов. Заслушивается объяснение, почему предлагается. Приемы: Если «класс» молчит, «подтолкнуть» нестандартной ситуацией. Результат: готовы к проверке гипотез.
Этапы исследовательской деятельности на уроке. 3 этап. Проверка гипотез. «Практика – критерий истины». Чаще всего работа в парах, группах. Уч-ся сами выбирают гипотезу для проверки. В каждой группе планируют работу, можно дать памятку для быстроты выполнения. Учитель общается с каждой группой: соглашается с идеей проведения эксперимента или помогает спланировать опыт. Приемы: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как ответить на наш вопрос…». Результат: выясняют истинность или ложность выдвинутых гипотез на своем языке (обозначения, таблицы, графики, выражают текстом и т.д.)
Этапы исследовательской деятельности на уроке. 4 этап. Предъявление решения (результаты эксперимента в виде таблиц, графиков, тезисов…). Выступают – каждая группа, остальные записывают в тетради. Приемы: «Придумайте схему…», «Зарифмуйте правило…» и т. д. Результат: Анализируют полученные результаты, делают выводы поиска.
Этапы исследовательской деятельности на уроке. 5 этап. Рефлексивно-оценочный. Результат: Учащиеся от каждой группы сообщают результаты проверки гипотез, подтвердилась или опровергалась, рассказывают о выполнении поставленной цели, какой был объект и предмет исследований, какие использовались методы научного познания, какие встретились трудности при выполнении работы, что понравилось, какое было эмоциональное состояние.
Я предполагаю, что… Я рассуждаю так, потому что… Идея моего исследования заключается в следующем: Мне необходимы материалы и приборы Мои Действия Результаты Выводы: -доказано ли предположение? -что нового для себя получил из исследования?
Формирование понятий.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты 12345
Доминирующий в проекте вид деятельности: - исследовательские проекты; - -творческие; - ролевые, игровые; - информационные; - прикладные.
Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); Содержание: моно предметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности; Содержание: моно предметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности; Количество участников: индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); Количество участников: индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; Дидактическая цель: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр. Дидактическая цель: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр. Основания типологии форм организации проектной деятельности
Индивидуальный проект самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Возможны личностно окрашенные темы проектов, например, «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде», «Эмоциональное благополучие» и др. Индивидуальный проект
Развитие УУД и удовлетворение эмоционально- психологических потребностей при проектировании оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания; устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания; проводить эффективные групповые обсуждения; проводить эффективные групповые обсуждения; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей; чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей; адекватно реагировать на нужды других. адекватно реагировать на нужды других.
Помощь педагога необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: Помощь педагога необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: –«Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Следующий шаг как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Следующий шаг как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Постановка цели проектной деятельности
Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Специфические черты (различия) учебно- исследовательской и проектной деятельности
Результат образования при организации проектной и исследовательской деятельности. Способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно, ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем. Способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно, ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем.
начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно- исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно- исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки 20
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, личностные, регулятивные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) учебная (общая и предметная) общепользовательская ИКТ- компетентность обучающихся общепользовательская ИКТ- компетентность обучающихся Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты