Характеристики педагогического исследования (Е.В. Бережнова,В.В. Краевский ) вопрос характеристика педагогического исследования Что надо изучить из того, что не было ранее изучено? проблема Как назвать исследование? тема Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? актуальность Что рассматривается? объект Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? предмет Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? цель Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? задачи Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? гипотеза
Объект исследования М.Е. Сысоева - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, формирование, образование, развитие). Ю.К. Бабанский – учебно-воспитательный, учебно- организационный, управленческий процесс.
Предмет исследования М.Е. Сысоева – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. В.С. Леднев – сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта… Это часть, сторона объекта, то, что находится в границах объекта и подлежит непосредственному изучению.
Гипотеза Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...»
Цель исследования Желаемый конечный результат исследования: исследование; изучение; выявление; обобщение; создание; адаптация.
Задачи исследования Выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой: изучить; проанализировать; разработать; выявить; обосновать:; установить; определить ; и т.п.
Методы исследования Теоретические (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование). Эмпирические (метод наблюдения; опросный метод (беседа, интервью, анкетирование);метод педагогического консилиума; метод диагностирующих контрольных работ; метод педагогического эксперимента; методы рейтинга и самооценки; хронометрирование; контрольные испытания). Количественные и качественные методы (метод статистической обработки данных)