Роль книги в духовно- нравственном воспитании дошкольников
Испокон века книга растит человека. Русский народный фольклор.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание.
Цели: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора(пословицы, поговорки, потешки). Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора(пословицы, поговорки, потешки). Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.) и правил доброй, счастливой жизни. 2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. 3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Задачи 4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью. 6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. 7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
Формы работы по духовно- нравственному воспитанию посредством художественной литературы. 1. Чтение художественных произведений. 2. Беседа по прочитанному. 3. Повторное чтение. 4. Дискуссия по прочитанному. 5. Проигрывание ситуаций. 6. Выставки(книг, творческих работ, рисунков к прочитанному). 7. Театрализация. 8. Праздники, развлечения. 9. Придумывание сказок, рассказов.
Этическая беседа о прочитанном. взрослый должен продумать, какой аспект будет раскрыт перед детьми; взрослый должен продумать, какой аспект будет раскрыт перед детьми; в соответствии с этим подобрать вопросы; в соответствии с этим подобрать вопросы; нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов; нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов; вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; вопросы помогают понять душевное состояние ребенка во время чтения, стимулируют дискуссию. вопросы помогают понять душевное состояние ребенка во время чтения, стимулируют дискуссию.
Критерии отбора книг для чтения: идейная направленность книги(например, моральный облик героя); идейная направленность книги(например, моральный облик героя); высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей(при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей(при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи. конкретные педагогические задачи.
Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей. Художественное восприятие ребенка на протяжении возраста развивается и совершенствуется.
Младший дошкольный возраст Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба» и др.
Средний дошкольный возраст Расширение детского жизненного опыта. Круга конкретных представлений. Расширение детского жизненного опыта. Круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт. Совершенствуется и обогащается читательский опыт. Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Эмоциональное отношение к героям имеет конкретный действенный характер. Целесообразно дополнять произведение «нравственным уроком», что позволяет усилить воздействие на ребенка. Эмоциональное отношение к героям имеет конкретный действенный характер. Целесообразно дополнять произведение «нравственным уроком», что позволяет усилить воздействие на ребенка.
Старший дошкольный возраст Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Становиться на место персонажа. Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Становиться на место персонажа. Целесообразно использовать для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовать дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления. Целесообразно использовать для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовать дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления.
Предполагаемые результаты 1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. 2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 3. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Предполагаемые результаты 4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 5. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах. 6. Деятельное отношение к труду. 7. Ответственность за свои дела и поступки.