«Попал под колесо»
Тургеневский стиль. Иван Сергеевич родился 28 октября 1818 года Начало апреля 1838 год выходит в свет 1 «Современника»» со стихотворением Тургенева «Вечер» 20 сентября 1833 год Тургенев принят студентом по словесному отделению философского факультета Московского университета. 18 июля 1834 переводится на философский факультет Петербургского университета. Осень 1837 год получает степень кандидата Апрель-май 1842 год сдает магистерские экзамены по философии и латинской словесности в Петербургском университете. Апрель 1843 год выход отдельного издания поэмы «Параша» 1846 год выходит в свет «Петербургского сборника» С повестью Тургенева «Три портрета» и поэмой «Помещик»
30 июля 1861 год Тургенев заканчивает работу над романом «Отцы и дети» 1862 год в февральской книжке «Русского вестника» выходит роман «Отцы и дети» 22 августа 1883 год смерть Тургенева год в первой книжке «Современника» опубликован очерк «Хорь и Колиныч» из «Записок охотника» 18 мая 1852 – осень 1853 года ссылка в Спасское - Лутовиново Январь – февраль 1856 год публикация в «Современнике» романа «Рудин» 1859 год в первом номере «Современника» опубликован роман «Дворянское гнездо» Середина апреля 1867 год выходит третья книжка «Русского вестника» с романом Тургенева «Дым»
Создание романа «Отцы и дети» Полное представление об истории текста романа «Отцы и дети» можно получить, только проследив все этапы работы писателя. Судя по имеющимся материалам, на всём этом отрезке времени можно выделить три этапа: 1) работа над созданием основного текста романа ( с 6 (18) августа 1860 года по 30 июля (11 августа) 1861 года); 2) так называемое «перепахивание романа», то есть внесение в него многочисленных поправок и дополнений ( с конца сентября 1861 года по январь 1862 года ); 3) подготовка романа к отдельному изданию, то есть с февраля по сентябрь 1862 года).
1 этап 1 этап За этот период был написан основной текст романа. В процессе его создания, как это видно из мемуарного и эпистолярного наследия, Тургенев почти ни с кем из друзей и знакомых своими замыслами не делился; он лишь сообщал о самом ходе работы, часто жалуясь на её вялость и медлительность. Первые упоминания о замысле романа относятся к августу 1860 года.
2 этап Начало этого этапа определяется письмом П. В. Анненкова от 26 сентября 1861 года, которое заставило Тургенева о многом подумать и явилось толчком к «перепахиванию» всего романа. Анненков высказал соображение о некоторых моральных качествах Базарова как нигилиста. Речь идет о болезненном самолюбии Базарова. Анненков высказал несколько замечаний относительно художественной стороны романа и психологической правды характеров, особенно характера Одинцовой.
3 этап Февраль 1862 года – сентябрь 1862 года. От появления журнального текста романа до выхода в свет издания прошло полгода. За это время определились отношения различных слоёв русского общества к нигилизму как явлению реальному. Тургеневский Базаров предстал перед судом критики.
Базаров в системе образов Отношение Базарова к Одинцовой: Одинцова во многом достойна Базарова. И это возвышает его. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Базаров охотно высказывает Одинцовой свои взгляды, видит в ней умную, понимающую собеседницу. В его разговорах с ней нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений, как в спорах с Кирсановым. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что чуждо. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем мы видим, что он способен на большее чувство. Условие «жизнь за жизнь» кажется ему справедливым. Но из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он не любил, не пожертвует своими убеждениями во имя любви. Не это ли отпугивало Одинцову? Ведь ее убеждения в корне расходились с базаровскими. И если для него убеждения дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт.
Отношение к Аркадию Кирсанову: Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо: Аркадий часто спорит с ним, и в этих спорах Базаров дает полную волю своему увесистому юмору. Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности, и при том воображает себе, что глубоко сочувствует назаровскому мировоззрению.
Отношение Базарова к Павлу Петровичу: Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Мировоззренческий кризис Базарова Уроки любви вызвали тяжелые последствия в душе Базарова. Его взгляды полностью меняются.
Смена взглядов Базарова. Взгляды Базарова до встречи с Одинцовой: Он считает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. Евгений убежден, что принципы это лишь пустые, глупые иностранные слова. Он ни во что не верит, ничего не признает. Русский народ Базаров презирает, искусство не ценит. Взгляды Базарова после встречи с Одинцовой: Природа для Евгения становиться храмом, он невольно начинает смотреть на небо, любоваться звездами. Базаров понимает, что жить без принципов невозможно. Он стал чувствовать, что мир вокруг него живой. Евгений начинает лечить бедных людей. Вдруг признает, что любовь существует.
Смысл финала романа Финал романа подчеркивает утопичность идей обоих героев. Базаров умирает, признав несостоятельность и безжизненность своих взглядов. Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время.
По мысли Тургенева, почти идеальны союзы Аркадия и Катеньки, Николая Петровича и Фенечки, в которых органично уживаются практичность и любовь к высокому искусству, утилитаризм и стремление к природе, поэзии, счастью.
Критики о романе Тургенева Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительною верностью основной идеи. Дело в том, что события вовсе не занимательны, а идея вовсе не поразительно верна. В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа.
В романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях. Но если вы подойдете к зеркалу, которое, отражая предметы, изменяет немного их цвета, то вы узнаете свою физиономию, несмотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя чрез сознание художника. Любопытно проследить, как действуют на человека, подобного Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении и проявляющиеся, как все живое, в самых разнообразных формах, редко привлекательных, часто оригинальных, иногда уродливых.
Критика Д.И.Писарева. В своей статье Д. И. Писарев подтверждает общественную чуткость художника и эстетическую значимость романа: Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша... А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа. Однако Д. И. Писарев убежден, что настоящий нигилист, демократ-разночинец так же, как и Базаров, должен отрицать искусство, не понимать Пушкина, быть уверенным, что Рафаэль гроша медного не стоит. Но для нас важно, что Базаров, погибающий в романе, воскресает на последней странице писаревской статьи: Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще не мечтать об апельсиновых деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры.
Критика Антоновича Современник откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича Асмодей нашего времени. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из Современника, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик отцам и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кукшина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только чистое искусство, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
Критика Страхова Страхов убежден, что роман замечательное достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания.