Технология дифференцированного обучения
Критерии деления учащихся на группы: объем имеющихся знаний; культура умственного труда; уровень познавательной активности; способность к абстрактному мышлению; умение анализировать и обобщать; утомляемость от интеллектуальной деятельности; уровень самостоятельности (желание самостоятельно учиться). Все эти критерии взаимосвязаны.
Каждый класс можно разделить на группы A B C
Характеристика групп С Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.
Задача педагога: 1. Тщательно организовать учебную деятельность учащихся. 2. Подбор заданий высокой сложности. 3. Не увеличивая объем, разнообразить задания.
Задания для группы С Например: 1) составление текстов диктантов; 2) составление карточек-заданий по изученному материалу; 3) сочинение лингвистических сказок; 4) работа с дополнительной литературой; 5) выполнение обязанностей консультанта; 6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Характеристика групп B Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности. У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Задача педагога: 1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах. 2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.
Характеристика групп А Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации. Не могут долго удерживать внимание. Слабо знают ранее изученный материал. Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Задача педагога: Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Задача педагога: 1. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. 2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме. 3. На партах – словари и «папка – помощница».
Задача педагога: 4. Посильные проверочные задания. 5. Опорные карточки во время объяснения и закрепления материала. 6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы. 7. Тот же диктант (С, B), но с пропущенными орфограммами. Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.
Выводы: Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий: учитель хорошо знает ученика, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны; ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания; в классе есть коллектив; свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
Примерная схема урока дифференцированного обучения 1. Совместная постановка задачи. 2. Дифференцированное повторение необходимого материала. 3. Совместное изучение нового материала. ( Для учащихся гр. A - повторение в облегченном варианте с учителем; гр. B. C. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)
Примерная схема урока дифференцированного обучения 4. Дифференцированное закрепление. 5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников. 6. Общая проверка усвоения материала. 7. Дифференцированное домашнее задание.
Планирование урока: При планировании необходимо: - определить систему ЗУН, подлежащих усвоению; - подбор текстов упражнений, определение способов выполнения; - выделение наиболее сложных вопросов; - продумать пути взаимодействия групп, приемы проверки результатов.
Варианты начала урока пятиминутки: «жужжащее чтение», «представление» прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам; орфографическая разминка в форме диктантов по орфографии или др. темам; работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.
Дифференцированный подход на этапах урока ЭтапыАBС Этап введения нового материала Нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы. Работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме. Самост. прочитать литературу, проанализировать текст.
Дифференцированный подход на этапах урока Этапы A B C Этап закрепления Повышение уровня сложности.
Роль педагога в работе с каждой из групп ABC Помощь + самостоятельность Более детальный комментарий Даются общие указания о требованиях к выполнению заданий; о путях и способах выполнения.
Дифференцированное домашнее задание ABC Задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в ЗУН. Задание на углубленное изучение нового материала. Расширение и углубление ЗУН; выполнение упражнений, требующих творческого подъема.